Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 05, 2010

«Машина времени» из ВГИКа

III Московский фестиваль короткометражных фильмов «Дебютное кино» при поддержке Департамента по культуре города Москвы и ГУП «Московское кино» представил миру новые таланты. В программе фестиваля – художественные, документальные и анимационные фильмы. В центральном офисе проекта «Гражданская смена» была организована встреча с лауреатами, на которой они рассказали о своих работах.

Встреча проходила в небольшом конференц-зале. Гости имели возможность посмотреть фильмы победителей конкурса и задать каждому участнику вопросы.

Открыла встречу призер в номинации «Лучший игровой фильм» Екатерина Телегина со своей лентой «Порыв ветра».Сюжет мог показаться страшным, бросающим в дрожь. На самом деле все предельно просто. В начале картины мы видим детей, которые рассказывают о своих мечтах и желаниях. А потом как бы переносимся в их взрослую жизнь. За 26 минут перед нами проходит небольшой отрывок судьбы обычного молодого человека. Стресс, суета, работа, повседневные проблемы. Во что они могут превратить нас?

В итоге главный герой погибает. А в конце мы снова видим детей. Они отвечают на вопрос: «А что будет, если твоя мечта не сбудется?» Опять все просто: «Тогда я буду несчастливым»...

Со временем, мечты превращаются в цели. И не все из них можно достичь. В то время как именно мечта делает человека счастливым.

По словам Екатерины, кино – это не всегда вымысел, как считают многие. В жизни все бывает куда страшнее, чем в кино. И это сложнее всего – показать устрашающую реальность жизни.

– Создавалась картина долго, – рассказала Катя. – Съемки велись в среднем раз в месяц, потому что трудно собрать всех разом: актеров, операторов, художников. А еще нужно деньги зарабатывать для съемок. Тех средства, которые выделял ВГИК, недостаточно. Получилось, что снимали полгода, монтировали полгода и примерно столько же над звуком работали.

По прежнему опыту показов она отметила, как реагировали на фильм мужчины.

– Ко мне подходили и говорили, что не понимают, как такая молодая девушка смогла настолько точно понять и показать жизнь мужчины. Благодарили и спрашивали, не собираюсь ли я снять на эту тему полнометражный фильм.
Катя уже была на многих зарубежных фестивалях, в том числе и в Америке. Тем не менее остается патриоткой своей страны, и одна из ее целей – поднять отечественный кинематограф на должный уровень.

– Мне хочется снимать кино на родине, для русских, о русских и на русском языке.

Она призналась, что не смотрит телевизор – считает, что современное телевидение убивает все то хорошее, что может быть в человеке. А вот кино, особенно хорошее, способно заставить думать, меняться, находить в себе что-то новое и развиваться. Оно может сильно повлиять на человека и направить его в совершенно иное русло жизни.
Следующий фильм «Зина. Жила-была» Александра Белобокова выиграл в номинации «Лучшее экспериментальное кино». Лента в 26 минут смонтирована полностью на основе фотографий. Одна переходит в другую, иногда что-то меняется на снимке, превращая картинки в анимацию. В целом это фотографии одной женщины за все ее годы, которые ожили под музыку и показали драматичную историю любви без слов.

Экспериментальное кино, по словам Александра Белобокова, – это уловка, чтобы показать нечто необычное, что вызывает споры и долгие дискуссии у профессионалов.

– Большой проблемой было найти профессионального лаборанта, чтобы проявить пленки. Они старые, и я никогда не видел их отпечатанными, – рассказывал Александр. – Но не хотелось отдавать оригиналы, ведь обычно их не возвращают. Тогда все сделал сам на компьютере через сканер. Впервые увидев все фотографии вместе, я был потрясен, они сами ожили на глазах, и я как будто провалился вмашину времени. Это было подсказкой, и так родился фильм.

Сейчас Александр работает над следующим биографическим фильмом на основе фотографий. На вопрос, что он будет делать, когда кончатся снимки, ответил, не задумываясь:

– Дело не в количестве фотографий – главное, чтобы был замысел, идея. Материалы неважны, нужно понимать историю, которую хочется рассказать, и придумать, как ее рассказать.

Приз зрительских симпатий получила Вера Мякишева за анимационный фильм «Ожидая» длительностью в девять минут. В нем рассказывается о маленьком слонике, который один дома день за днем ждал, когда вернется мама. Фильм рассчитан на огромную аудиторию. Взрослые чаще воспринимают его с грустной нотой, а детишкам нравится смотреть, как слоник играет в игрушки, отсутствие мамы огорчает их не так сильно. К концу фильма мама-слониха, как это случается и в жизни, меняется с сыном местами. Теперь она сидит дома одна, вяжет кофточки и шапочки для внука и ждет, когда ее навестит сын.

– Почему слоны? – был первый вопрос из зала.

– Наверное, идея пришла от слова «слоняться», которое неразрывно со словом «ждать», – улыбнулась Вера. – В детстве я тоже в какой-то степени была «слоненком». А когда поступила во ВГИК – отвалились хвост и уши. В любом случае каждый режиссер пропускает через себя свой сюжет, и он обязательно имеет частичку из жизни автора.
Нарисовать мультфильм – нелегкий труд. Компьютер может помочь раскрасить, но каждый из 25 образов в секунду нужно рисовать самому, а потом через сканер переводить в компьютер.

К сожалению, анимация сейчас – совсем не прибыльное дело. И единственное, на что могут надеяться молодые мультипликаторы, – иметь возможность заниматься профессией на досуге. Госкино сейчас в очень маленьких количествах спонсирует фильмы, а на анимацию тем более почти ничего не доходит. Сейчас в ней мало кто заинтересован, поэтому и деньги вкладывать не видят смысла. Мультипликация не окупается.

К сожалению, те пять миллиардов рублей, которые выделены в 2010 году на развитие кинематографа по закону «О государственной поддержке кинематографии РФ», никто из молодых режиссеров не видел. Тем не менее ВГИК сейчас закупает новую технику, вкладывает огромные деньги в новые технологии, усовершенствованные камеры.
– Я чуть не расплакалась, когда узнала об этом, – поддержала разговор выпускница ВГИКа Екатерина Телегина. – Как же повезло тем, кто сейчас там учится!

Приз Гильдии критиков и киноведов получила Александра Лукина за свою семиминутную мультипликацию «Дочки-матери». Отказаться от эмоциональной жизни и посвятить себя быту – неужели такова судьба каждой женщины? Нет, должно быть обязательно то, что сделает ее счастливой. Именно это показала Александра в своей короткой ленте.

Большинство идей, по ее словам, приходит внезапно. Занимаясь чем-то привычным, вдруг замечаешь нечто новое и необычное, что раньше не бросалось в глаза. Эмоция порождает идею, а та – вдохновение, потом приходят образы, им на смену – и формы, которые уже выливаются на бумагу. Так и создавался мультик «Дочки-матери».

Молодые режиссеры в наше время могут выбиться «в люди» только благодаря таким фестивалям. Именно на них можно себя показать и быть увиденным. Некоторые, особенно зарубежные, только и живут благодаря таким фестивалям. Призовые места приносят деньги, на которые они снимают следующие фильмы и снова выигрывают.

Часто продюсерам невыгодно отправлять тот или иной фильм в прокат. Это и дорого, и требует огромных сил, чтобы договориться с каждым прокатчиком. Основные затраты уходят на изготовление фильмокопий. Но некоторые продюсеры делают «ход конем». Например, картина «Париж, я тебя люблю» имела только одну копию. Фильм перевозился из одного кинотеатра в другой и таким образом обзавелся репутацией, каждый хотел его заполучить.
Никто из участников конкурса не захотел расшифровывать смысл своих лент. Идеи, которые они вкладывали в кино, остались для всех загадкой. По словам лауреатов конкурса, каждый должен сам для себя найти и понять смысл и извлечь то, что считает нужным. Но в принципе ясно – молодые творцы задумываются о времени и о себе. И одно это их объединяет, а нас – радует.

Вера ЛАШИНА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива