Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 02, 2010

Михаил Полицеймако: Побольше всем плюсов!

Кажется, этому артисту подвластно все. Он с легкостью играет современного человека – шумного, бесшабашного весельчака с душой нараспашку. А стоит добавить грим – тут же превращается в героя разных эпох и национальностей. Из каждой своей роли он делает отдельный миниспектакль. И даже не играет, а «дышит профессией», стремится прожить в ней каждую минуту, с полной отдачей себя, с необыкновенной жаждой жизни, с бесконечным юмором и тонким вкусом. Ловишь себя на мысли, что с нетерпением ждешь именно его героя, пусть даже в небольшом эпизоде, потому что получаешь мощный эмоциональный заряд.

Конечно, это дар свыше, и он не случаен. Молодой актер достойно продолжает династию: его родители – Семен Львович Фарада и актриса театра на Таганке Мария Витальевна Полицеймако, его дедушка и бабушка – артист питерского БДТ Виталий Павлович Полицеймако и артистка разговорного жанра Евгения Михайловна Фиш.

У нас в гостях – Михаил Полицеймако.

– Миша, расскажите о родоначальниках вашей актерской династии...

Михаил Полицеймако– Дедушку, к сожалению, не застал. Я родился через девять лет после его ухода. Остались фото, видеоспектакли и воспоминания мамы, бабушки. Евгению Михайловну я очень хорошо помню, она умерла, когда мне было 10 лет. Баба Женя сама из Питера. Так и не смогла принять эту «сумасшедшую» Москву. Она работала в Ленэстраде, была первой партнершей Менакера. А дед пришел в Питер пешком из Волгограда. Он был 21-м ребенком в семье, родился в 1906 году, мечтал стать артистом, вот и пошел пешком. Поступил в театральный институт. Сначала играл в Театре юного зрителя, потом перешел в БДТ. И в тот момент, когда переходил из одного театра в другой, они познакомились с бабушкой, и родилась моя мама.

– Чему вы научились у отца, Семена Львовича, и что бы хотели передать своим детям?

– Всему, что хотел, он меня научил. Научить быть добрым и хорошим невозможно. Мама и папа воспитывали меня своим примером. Мне всегда хотелось вести себя, как отец. Надеюсь, наступит момент, когда и мои дети захотят вести себя, как я. Главное – в любых жизненных ситуациях оставаться людьми. Это было заложено в нашей семье еще со времен дедушки и бабушки, даже прабабушки. Отец моей бабушки Жени, мой прадед, закрыл собой свою маленькую дочь и жену, моих бабушку и прабабушку, от банды Маруськи Зеленой. Его убили, но он спас семью ценой своей жизни. Его звали Михаилом.

– Знаю, что у вас есть семейное предание о том, как появились фамилии Полицеймако и Фарада...

Михаил Полицеймако– Мой прадед Павел носил греческую фамилию Полицеймакос. И когда стал жить в России, ему посоветовали: «Если хочешь, чтобы у тебя все было хорошо, поменяй фамилию». Тогда он записал себя как Полицеймако, и фамилия превратилась в украинскую. Есть другая версия, и она мне очень нравится: булка с маком по-украински звучит как «поленница з маком», но, мне кажется, более правильна первая версия.

А папина фамилия – псевдоним. У моего деда Левы фамилия Фердман, а у бабушки – Шуман, как у композитора. Так вот, в 1977 году папа снимался в фильме «Вперед, гвардейцы!» на «Таджикфильме». И руководитель киностудии сказал ему: «Слюшай, с такой фамилией нельзя, ты что? «Таджикфильм», а еврей в главной роли!» Папа ответил: «Ну, придумайте какую-нибудь шараду!» Шарада – Фарада. И потом впервые в титрах он увидел, что у него фамилия – Фарада. Потом это так к нему приклеилось, что он даже поменял паспорт. Фамилию Фердман носят моя тетя – папина сестра, моя двоюродная сестра и ее дети, они живут в Израиле, так что папина фамилия живет.

– Каким вы были студентом?

– Я поступил в ГИТИС в 17 лет, сразу после школы. И, конечно, институт полностью перевернул мою жизнь. Все, что было до него, как-то стерлось. Началось «поедание» профессии, мне было интересно тусоваться, участвовать во всех мероприятиях. Уходил к девяти часам, возвращался в полночь каждый день. Даже выходных не было. Спали мало, по два часа, на стульях, выпивали до шести утра. А утром надо было танцевать какую-нибудь жигу или тарантеллу. Этюды придумывали в огромном количестве, участвовали в хоре. Очень насыщенный график. Мне еще повезло – мы учились не в самом ГИТИСе, нас Алексей Владимирович Бородин забрал в Молодежный театр. И мы с первого курса играли в массовке.

– В каких премьерах участвуете?

Михаил Полицеймако– В «Маленьких комедиях» по Чехову – спектакле сезона 2008–2009. Режиссер – Алексей Кирющенко. Это два классических водевиля Антона Павловича, которые играют все студенты театральных училищ, а в театре их ставят крайне редко. До начала репетиций я видел фильм с Жаровым, и, когда работал в Российском молодежном, курс старше меня делал спектакль по «Предложению» и «Юбилею». Я в одном из них бренчал на гитаре. Прошло десять лет, и теперь с Марией Ароновой и Сергеем Шакуровым мы играем «Маленькие комедии».

Для меня это праздник, фейерверк эмоций. Причем Кирющенко любит все загонять в острокомедийную форму, и людям в зале это очень нравится, они от души смеются. «Маленькие комедии» сейчас очень востребованы. В декабре у нас шесть спектаклей, в январе – семь.

Спектакль «Папаши» родился в этом сезоне. Мы репетировали с января по май с одним из лучших на сегодняшний день театральных режиссеров Витей Шамировым и моим партнером Женей Цыгановым. В июне сыграли два прогона для своих в ТЮЗе. В сентябре была премьера в Самаре, потом в Питере и в октябре – в Москве. И здесь быть на сцене для меня – огромное удовольствие. Я никогда не участвовал в пьесе для двух актеров. Огромная ответственность! Сюжет заставляет зрителей и плакать, и смеяться, что не может не радовать комедийного артиста.

Эльшан Мамедов, продюсер независимого театрального проекта, увидел эту пьесу во Франции и решил ее поставить в России, соединив двух совершенно непохожих, как мне казалось, артистов, сделанных из разного теста. Женя из театра «Мастерская Петра Фоменко», я – как бы свободный художник. Мы даже не пересекались, а тут очень сдружились.

– Где и в каких спектаклях вас еще можно увидеть?

Михаил Полицеймако– Несмотря на то, что я сейчас ни в каком театре не служу, у меня полно работы. В театральном агентстве «Арт-партнер» – «Бестолочь», «Приворотное зелье», до сих пор играю «Чапаев и пустота», «Ladies Night» идет восьмой год. В «Независимом театральном проекте» занят в пьесе Алексея Слаповского «Женщина над нами», в комическом театре «Квартет-И» – «День радио», «День выборов». Всего названий девять. В каких-то спектаклях есть вторые составы, но премьерные я все-таки играю один.

– Миша, а есть у вас любимый зал?

– Безусловно. В Москве очень нравится играть в Моссовете и в Вахтанговском – по слышимости, по залу, по энергетике.

– Энергетика больше от публики, или зал тоже что-то дает?

– Это совмещенная история. В РМТ тоже очень хороший зал, но свои ощущения в нем я плохо помню, а Моссовет и Вахтангова – это мощная энергетика. Что касается других городов, люблю играть во Владивостокской драме, там все пропитано театральным духом. Самарская драма замечательная. В Питере, к сожалению, мы ни разу не играли в театрах, в БДТ, например, где работал мой дед. У нас в основном антрепризные площадки – ДК «Выборгский», ДК Горького или Мюзик-холл. Не люблю играть в ДК, во дворцах спорта, не та атмосфера.

Недавно были на гастролях в Карловых Варах, и там мне очень понравился зал – камерный, уютный, приятный, комфортный по ощущениям. Даже сфотографировал занавес необыкновенной красоты, потому что снимаю на телефон не только дочь с сыном, но и то, что неожиданно поразило.

– Удается сохранять чувство новизны, когда приходится повторять спектакли в разных городах?

– Определенной технике учат в театральном институте, а продолжаешь этому учиться в театре. Спектакль – своего рода отрезок жизни, который ты проживаешь от начала до конца. И каждый раз проигрываешь все внутри себя, начинаешь «жить персонажем» до начала спектакля в одном состоянии, заканчиваешь в другом. Безумно интересно каждый раз проживать жизнь, которую уже проживал. На самом деле это не повтор, все словно заново.

– Говорят, актеры любят разыгрывать коллег. Какие приемы есть в вашем арсенале?

– Разные. Как-то разыграл Олесю Железняк. Выскакиваю на сцену, а у меня в ушах зеленые листики. Поворачиваюсь к ней сначала одним ухом, потом другим. Публика не видит, листики маленькие, а ей приходится сдерживать смех. В спектакле «Бестолочь» выхожу в одних штанах. Олеся говорит: «Вот какой!». А ее мужа зовут Спартак, и я написал у себя на груди – Спартак. И когда она увидела...

Есть какие-то неуловимые вещи, что могут тебя развеселить до глубины души. И я раскалываюсь часто, хотя – смотря от кого. Например – от Маши Ароновой. В спектакле «Ladies Night» у нас Дима Марьянов – специалист по части расколов. Причем он это делает так виртуозно, что зрители видят, как актеров просто трясет от смеха.

Помню, на этом же спектакле Слава Разбегаев однажды так пошутил, что у меня началась истерика. Он не поленился, сходил в магазин смешных ужасов и приколов и купил «отрубленную» руку. А там такой текст, когда Костя Юшкевич берет у него рюкзак: «Так, что ты тут принес? Тушь для ресниц, лак для ногтей...» Я заглядываю в рюкзак, вижу эту руку и должен подтвердить, что это тушь для ресниц. Это было очень жестоко.

Помню, в Российском молодежном Женя Дворжецкий гениально расколол одну актрису. В «Снежной королеве», когда маленькая разбойница говорит Герде: «Я заберу твою шапку, муфту, меховые сапожки, а тебе дам грязные рукавицы своей матери». Маленькую разбойницу играла Лариса Эдуардовна Моравская. Она должна открыть сундук, взять грязные рукавицы и отдать Герде. Идет новогодний спектакль. Дворжецкий говорит: «Сейчас увидите, что будет с Моравской!» Она говорит свой текст, открывает сундук и начинает просто рыдать, потому что там лежат боксерские перчатки. Да много историй!

– Недавно вы принимали участие в проекте телеканала Россия – «Подари мне жизнь». Какой опыт приобрели?

– Я бы назвал его полезным, потому что он призывает людей всех возрастов заботиться о своем здоровье, вести правильный образ жизни: грамотно питаться, заниматься спортом.

– Чему вас научили?

– Научиться за столь короткое время нельзя. Если ты 33 года жил неправильно, за восемь недель это сделать практически нереально. Можно следовать каким-то рекомендациям. Я благодарен врачам и организаторам проекта и за положительные эмоции в процессе общения, и за то, что на съемках и после стал заниматься своим здоровьем. Очень правильный проект. Его надо реализовать не только с известными людьми, но и со всеми россиянами, тогда, может быть, у нас рождаемость перекроет смертность.

– Что для вас самое главное в отношениях между любящими людьми?

– Огромный спектр «главностей». Прежде всего – постоянное желание узнать друг о друге больше. Не успокаиваться, идти дальше, обновлять отношения. И еще – взаимопонимание, доброта друг к другу, забота, уступки допустимые, честность в отношениях... Много всего.

– Вы страстный футбольный болельщик, за какую команду будете болеть на чемпионате мира по футболу?

– После проигрыша нашей сборной на отборочном турнире я долго находился в футбольной депрессии, даже не смотрел последний тур чемпионата России. А на мировом ни за кого болеть не буду. Просто с удовольствием посмотрю красивый футбол. Это всегда зрелище.

– У вас есть «фирменный» рецепт хорошего настроения?

– Хорошее настроение, когда люди вокруг улыбаются. Ты улыбаешься, тебе улыбаются в ответ, значит день не может идти наперекосяк. Старая русская пословица: «С какой ноги встанешь, так день и проведешь» в принципе – правильная. Если долго нет солнца и все хмурые, надо сделать над собой усилие и улыбаться. Надо чередовать разные состояния. И, конечно, хорошо бы сделать за день что-то хорошее, полезное, нужное. Вот я сегодня купил красивую плитку для ванны, потом успел в театр на интервью к вам, объехав адские пробки. Уже плюс. Сейчас будет спектакль – это еще плюс. Много плюсов сегодня. Надо, чтобы каждый день плюсов было больше чем минусов.

Беседу вела Татьяна ТОКУН


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива