Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 11, 2009

Университет: В напутствие первокурснику

Остались позади долгие часы трудов над учебниками «для абитуриентов», подзабылись треволнения вступительных экзаменов. Отныне ты гордо именуешься студентом, а впереди ожидают пять интереснейших лет жизни и прежде всего – первая зимняя сессия.

Как гармоничнее влиться в университетский быт, успешно проучиться первый семестр и с блеском сдать все экзамены – об этом расскажет наша памятка. Начнем по порядку:

1. Первое, на что полезно потратить время, – знакомство с куратором, месторасположением деканата и дислокацией в нем должностных лиц. Важно понять, кто какой работой занимается, чтобы впоследствии не просить справок у декана (ведь на это есть секретари и куратор), при слове «деканат» многозначительно не поднимать глаза кверху и не уповать по любому поводу на усердие старосты. Все это обязательно пригодится.

2. От избытка восторга и эйфории ты можешь вдруг захотеть сам стать старостой. Стоит крепко задуматься: действительно ли у тебя достанет терпения, ответственности, времени и возможностей для этой должности? Конечно, она подразумевает и некоторые привилегии, но они выглядят незначительными в сравнении с тем списком обязанностей, которые староста должен выполнять.

3. Не пропускай занятия. Да-да, как бы наивно это ни звучало. Не стоит опасаться прослыть «ботаном». Этим словечком усердных учеников чаще всего награждают нерадивые прогульщики и лентяи, первые и реальные кандидаты на вылет... Разумеется, пропуски занятий добавят времени на сон, развлечения и прочие немаловажные вещи, но создадут и ворох ненужных проблем, апофеозом которых позднее станет сессия. А сессия никак не должна ассоциироваться с проблемами – она дает возможность блеснуть гранями твоего пытливого ума.

4. Правильно выстраивай отношения с преподавателями. Это повлияет не только на занятия, но и на последующую сдачу экзаменов. Преподаватель гораздо более дружелюбно настроен к студенту, который ловит каждое слово лекции, строчит конспект с высунутым от усердия языком, после лекции спешит подойти со списком вопросов, величает лектора по имени-отчеству.

Но не переусердствуй в стремлении понравиться. Излишне подобострастное поведение и неестественно громкий хохот в ответ на преподавательскую шутку могут вызвать совершенно обратную реакцию как со стороны самого лектора, так и со стороны твоих товарищей.

5. Правильно конспектируй лекции. Безусловно, у каждого студента своя манера оформления конспектов, но сплошная стена текста, не разграниченная цветными выделениями или смысловыми пунктами, неразборчивый почерк и неумеренное количество сокращений никому не принесли пользы. Корректно оформленная лекция – полдела в подготовке к экзаменам!

6. Будь инициативным. Помнишь фильм Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а именно – заключительный эпизод распределения «хулиганов и тунеядцев» по рабочим местам? Поведение перевоспитавшегося хулигана Феди – образец для подражания. «Я!» здесь и «Я!» там, конечно, подразумевает большую ответственность и занятость, но это сослужит тебе добрую службу в накоплении полезного опыта и формировании твоей репутации.

7. И наконец еще один полезный совет – познакомься со старшекурсниками. Помимо того, что они расскажут тебе о премудростях обучения исходя из собственного опыта, они смогут поведать и о том, насколько строг на экзамене тот или иной преподаватель!

Конечно, никакие советы не избавят от дрожи в коленках, учащенного дыхания и повышенного потоотделения в тот день, когда ты переступишь порог университета в статусе первокурсника. Но не позволяй волнению полностью лишить тебя рассудка. Помню, когда мой курс впервые собрался вместе у дверей аудитории, судорожно сжимая новенькие блестящие тетрадки, мало кто выглядел естественно. Некоторые долгое время не могли собраться с духом и познакомиться с рядом стоящими. Другие наоборот – сбивались в кучки и нервно хихикали. Словом, узнав их поближе, я поняла, насколько в тот день все отличались от своего нормального повседневного состояния и облика.

Когда же дух новизны начал потихоньку выветриваться, студенты стали образовывать компании. И, как я теперь понимаю, это занятие занимало умы гораздо сильнее, нежели начавшаяся учеба: разноцветные страницы тетрадей были зачастую пущены в ход не на запись конспектов, а на взаимную переписку. И это абсолютно понятно – в жизни, до сего момента такой привычной, наступили большие перемены, появилось много новых людей, с которыми хотелось срочно побеседовать и поделиться впечатлениями. Но, к сожалению, итог оказался неутешительным: к концу семестра наиболее общительные студенты вынуждены были спешно переписывать лекции у своих усидчивых сокурсников, что, понятно, всем добавило проблем.

Чем неотвратимее приближалась сессия, чем больше трудностей во время выполнения первых заданий вставало перед нами, тем быстрее некоторые из студентов с отчаянием приходили к выводу, что они выбрали не тот вуз или не тот факультет. И вообще – быть студентом оказалось куда сложнее, чем многие ожидали!

Разумеется, все мы слышали в школе от учителей и дома от родителей, что в университете за нами никто «бегать» с уговорами не будет, и заниматься необходимо не только на лекциях, но и самостоятельно. Многие с удивлением убедились в правоте этих слов. Действительно, наши проблемы и трудности стали здесь только нашими, и от привычки к повседневному контролю и попущениям хорошо нас знающих педагогов пришлось отказаться.

Не нашел нужной книги? Объезди все городские библиотеки и найди. Не подготовился к семинару? Большая галочка напротив твоей фамилии. Что же до самостоятельных занятий, их важность и полезность мы сумели оценить далеко не сразу – казалось, мы и без них очень много учимся, куда уж больше.

Отчасти это заблуждение усугублялось непростой ситуацией с библиотеками и поиском методической литературы буквально с первых дней учебы. Во многих крупных книгохранилищах требовалось наличие 18 лет в паспорте, коих некоторым желторотым пришлось дожидаться порой и полгода. Что, понятно, абсолютно не беспокоило преподавателей. Случалось порой, что одна книжка, выданная совершеннолетнему студенту, в течение многих недель кочевала из рук в руки по всему курсу.

На практике оказалось абсолютно верным и справедливым и утверждение «Сначала студент работает на зачетку, потом она работает на него». В самом деле, мои усилия, предпринятые именно в начале учебы, выгодно отразились на первых страницах зачетки: нередко, выслушивая мой ответ на экзамене, преподаватель в задумчивости (или намеренно) перелистывал первые заветные страницы. И, увидев в них сияющие «отл.» и «хор.», был склонен думать, что сейчас я заикаюсь и путаю слова вовсе не потому, что вчера всю ночь провела в клубе и не подготовилась, а потому что очень волнуюсь.

Конечно, трудности обучения гораздо легче вынести студентам, живущим дома. Но, к примеру, некоторые из моих прежних школьных товарищей были вынуждены обосноваться в предоставляемых вузами общежитиях – что, справедливо заметить, для аборигенов – большая удача. Однако, если поначалу этот факт их радовал – и тем, что не обделили жилплощадью, и исчезнувшей проблемой транспорта, и поэтично воображаемыми прелестями «общежитской жизни», – то в процессе вливания в учебный процесс обнаружились многие неучтенные сложности: несовместимость характеров соседей, аккуратность одних и пренебрежение ею других, постоянная подверженность соблазну выйти покурить с друзьями вместо выполнения университетского задания, а уж о постоянном шуме и суматохе и говорить не приходится! Такое окружение требует от студента, который хочет учиться, во много раз больше усилий, чем если бы он жил дома.

Совокупность навалившихся трудностей и горестей в сочетании с напряжением начальной адаптации поначалу, конечно, очень пугала и огорчала, иных доводила до опрометчивого решения все бросить и спрятаться дома. Но полезно помнить, что эти трудности – временные, а стало быть, преходящие и часто – решаемые. Если ты действительно хочешь быть усердным и любознательным учеником – будь им. Потраченные силы, усердие и настойчивость непременно окупятся.

Ирина ЧЕЛЯДИНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива