Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 05, 2004

ТАЛАНТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ?

Конечно, можешь, даже если себя таковым и считаешь. Актер, режиссер, оператор, художник - профессии штучные. Но избежать соблазна славы в силах немногие. Что делать, если кровь из носу, а хочется выйти на подмостки или взять наперевес профессиональную камеру?

Имейте в виду, многие творческие вузы устраивают предварительный конкурс абитуриентских работ. Поэтому, не откладывая в долгий ящик, займитесь фотосъемками, живописью и подбором репертуара для экзаменационного чтения заранее, с осени. Дабы весной было что предъявить приемной комиссии.

При этом не обольщайтесь - обскакать всех конкурентов все равно не получится. Таких сумасшедших конкурсов, как в творческие вузы, нет нигде. В знаменитом ВГИКе на одно актерское место уже на протяжении многих лет претендуют 100-150 человек. Число соискателей студбилета в Щукинском училище тоже перевалило за сто. На актерском факультете Российской академии искусства (РАТИ) количество "душ" на одно место зашкаливает за 200. Училище им. Щепкина в этом году и вовсе побило все мыслимые и немыслимые рекорды - 300 человек на место.

Как видите, чтобы пройти естественный отбор в творческие вузы, мало одного таланта - требуется еще трудолюбие. Ну и, конечно, без счастливого случая не обойтись. Ведь экзамен в театральном вузе - это на 90 процентов лотерея.

Сколько испытаний на актерском?

Конкурс на актерские факультеты самый высокий, поэтому и путь туда особенно тернист и долог. Дабы не ошибиться в абитуриентских талантах, экзаменаторы "пропускают" конкурсантов через три-четыре творческих тура.

Первое, с чем вы столкнетесь в Щепкинском училище и во ВГИКе - предварительное прослушивание. Обычно его устраивают в конце апреля (реже в марте). Звоните в приемную комиссию, записываетесь на прослушивание и в назначенный день приходите в вуз с паспортом в кармане и готовыми отрывками (басня, стихотворение и проза) в уме. Если вердикт положительный - вас допускают к творческим турам. Счастье выпадает немногим: как правило, пометку "допущен" в личном листе ставят только десяти претендентам из ста.

Следующее испытание - творческий конкурс - проходит в три отборочных тура. Чтение басен, стихов и прозы - схема, стандартная для всех этапов. Здесь абитуриентов проверяют уже по полной программе: на восприятие и эмоциональную возбудимость, на понимание смысла произведения, а также на наличие художественной интуиции, вкуса и чувства юмора. На последних этапах, помимо актерских данных, экзаменаторы интересуются еще и вокально-танцевальными способностями конкурсантов. Запросто могут попросить спеть или станцевать.

Помимо прочего, в каждом вузе имеются еще и собственные "примочки". Например, в "Щуке" помимо пластики и чувства ритма обычно проверяют и физические данные. Так что хилым и слабым носа сюда лучше не показывать - сначала научитесь "мостик" делать.

Акробатическими экзерсисами дело, как правило, не ограничивается: в той же "Щуке" (а также в РАТИ и ВГИКе) преподаватели по личному усмотрению частенько предлагают конкурсанту на ходу сымпровизировать несложный сценический этюд. Например, изобразить рыночную торговку или даму с авоськой. Разумеется, сценки эти надо наполнить смыслом, придумать к ним некую предысторию, контекст - вот где нужно проявить максимум фантазии и изобретательности.

Творческие испытания прошли - считайте, крупно повезло (из тысячи абитуриентов после отбора остается максимум двадцать). Но заметьте, на этом ваше хождение по мукам не закончилось - впереди экзамен по мастерству (его практикуют в Школе-студии МХАТ и "Щепке") - самый коварный тур. На этом этапе идет борьба не столько между талантами, сколько между силой характеров. Выдержат нервишки или нет?

Если и сила воли вас не подвела, ждите приглашения на коллоквиум - собеседование на свободные темы, правда, с уклоном в культурную тематику. Вопросы стандартные: ваш любимый режиссер (актер, театр, фильм)? Что вы смотрели в последний раз? Ваше мнение (замечания, наблюдения)? Какую музыку (композитора, группу) слушаете?

Бывают и другие вариации. В РАТИ, например, к знаниям абитуриентов предъявляют требования не менее серьезные, чем на творческом конкурсе: каждый поступающий заранее получает список обязательной литературы, которую надо проштудировать к собеседованию. Причем, многие означенные в нем произведения выходят за рамки школьной программы. Так что будьте во всеоружии: нацелившись на театральный вуз, не поленитесь, прочитайте как можно больше произведений из классического репертуара, не только русского, но и мирового. Начитанность абитуриента - большой плюс.

Если вы и этот экзамен выдержали с достоинством - честь вам и хвала. Но вас ждет еще одно испытание. В "Щепке" это письменное тестирование по русскому языку и литературе, в РАТИ, Школе-студии МХАТ и "Щуке" - сочинение. Во ВГИКе, кроме сочинения, сдают еще и устный экзамен по литературе XVIII-XX веков. Не стоит расслабляться на сочинении: ничего еще "не позади", как думают многие прошедшие творческие туры счастливчики. От оценки на последнем экзамене зависит, зачислят вас в студенты или нет.

Напоследок позвольте несколько практических советов от бывалых абитуриентов:

1.Отдайте копии диплома о среднем образовании сразу в несколько театральных вузов, благо даты экзаменов в них практически никогда не совпадают. Попробуйте себя везде - если действительно у вас есть божья искра, куда-нибудь да просочитесь.

2. Кроме баснописца Крылова, есть много других замечательных авторов, чьи произведения не так приелись приемной комиссии. Поройтесь в библиотеках - непременно найдете Эзопа, Лафонтена, Михалкова. Дабы не повторяться, меняйте свой репертуар на разных турах.

3. Имейте "про запас" несколько стихотворений, басен и фрагментов прозы. Причем, желательно, чтобы в вашем репертуаре оказались произведения, разные по жанру и по стилистике, и классические, и современные. Так больше возможностей раскрыть все грани таланта. Допустим, вы потерпите фиаско в драме, но неожиданно для комиссии обнаружите недюжинные способности комика. И еще - прислушивайтесь к советам экзаменаторов: как ни странно, творческий тур - это не тот случай, когда можно нести любую отсебятину. Не впадайте в истерики Нины Заречной, когда вас просят прочесть что-нибудь лирическое.

4. В мастерскую педагог набирает разнохарактерных будущих актеров. Перед тем, как заходить в аудиторию, оглянитесь вокруг. Если многие ваши коллеги явно тянут на героев-любовников и роковых женщин, маска комика в этой компании будет очень даже к месту. Поэтому советуем держать в своем "арсенале" несколько амплуа.

5. Самые элементарные знания, вынесенные из неоконченной "музыкалки", на творческом туре тоже кстати. Поэтому перед вступительными экзаменами не мешает достать заброшенные ноты - помузицировать и потренировать голос. Если вы сносно владеете гитарой или скрипкой, не забудьте захватить инструмент с собой. И не дожидаясь особых приглашений, сбацайте самое заветное. Помните, творческие вузы - то самое место, где инициатива никогда не наказуема.

Мечтаете снимать кино и ставить спектакли?

Чтобы поступить на постановочный факультет, надо иметь за спиной хоть какой-то режиссерский опыт. Не важно, где вы его получили - в профессиональном театре или в любительской молодежной труппе. Главное, было бы что представить приемной комиссии. Творческие работы сюда принимают только до апреля.

Тем, кто нацелился во ВГИК, придется проявить фантазию чуть ли не с самого порога. Помимо деловых справок, с вас потребуют автобиографию - отнеситесь к ней творчески. Напишите не сухое резюме, а живой, интересный, неординарный текст. Педагогам это понравится - по вашей автобиографии они определят, что вы за человек, склонны ли к фантазированию. Известен случай, когда абитуриент ВГИКа всего-то навсего сравнил себя с каплей кофе - и его без всяких экзаменов приняли в институт.

В РАТИ подобных опусов не требуют, зато предлагают принести на предварительное прослушивание заготовленную дома режиссерскую экспликацию (письменный разбор любой пьесы из мирового репертуара).

Дальше - отборочные туры. На первом из них читаете басню, стихотворение и прозу. Сумеете очаровать экзаменаторов - вам предложат более сложное задание, уже сугубо по специальности.

ВГИКовцам предстоит сделать раскадровку по предложенной теме, скажем - "посещение зубного врача". Все, что требуется от абитуриента, - придумать историю из пяти кадров, с завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. Но именно от этого тура во многом зависит, возьмут вас во ВГИК или нет. Случается, показывают фотографию или картину, по ним надо придумать историю с развивающимся сюжетом: до - во время - после.

Иногда сценарии заменяют сочинением, опять-таки на заданную тему, вроде "Путешествие в город N" или "Пролетая над гнездом кукушки". Приходишь в аудиторию - на доске пишут темы, тут же и сочиняешь.

Подобное практикуется и в РАТИ, где абитуриенты, кроме практической режиссуры (постановочные планы пьесы, отдельной сцены, а также режиссерские задания актерам, художникам и композиторам), сдают письменные работы по режиссуре. Причем, темы попадаются разные - от "Вот эта улица, вот этот дом" до анализа конкретного циркового жанра или исследования творческого пути того или иного актера и режиссера.

В РАТИ абитуриентам "подкидывают" темы для этюдов и дают 20 минут на их подготовку. Вам нужно быстро собрать труппу из тех, кто поступает на актерский факультет, придумать сюжет и поставить с "живыми" актерами драматическую сценку. Кстати, если вы неплохо рисуете, пишете стихи, музыку - тем лучше. Используйте все ваши таланты, не отходя от кассы. Представьте эскизы к спектаклям, собственноручно написанную музыкальную партитуру, прочитайте свои стихи. И гоните страхи прочь - комиссия оценит ваши хобби по достоинству.

Самые сложные - третий тур и экзамены по практической режиссуре. Неизвестно, что экзаменаторы попросят сделать: то ли спеть, то ли еще одну сценку сочинить. Все зависит от личных пристрастий мастера, к которому вы поступаете. В одной из мастерских, например, абитуриентам показывали документальные фильмы, а потом спрашивали, кто режиссер этой картины, что еще он снял, что вы увидели в этом фильме, какая основная идея, какие типажи интересные?

Трудновато, скажете. Спешу утешить: с третьего тура, как правило, никого не выгоняют.

Последний рывок к финишу - коллоквиум. Приготовьтесь к тому, что банальным вопросом о хобби комиссия не ограничится и погоняет-таки вас по истории театра (кино). И не делайте круглые глаза, если вас спросят, какой пост в Госдуме занимает такой-то депутат и к какой фракции он принадлежит. Режиссер на съемочной и театральной площадке - главное действующее лицо, потому и вопросы покаверзнее, чем к "актерам".

Три совета для потенциальных режиссеров:

1.Краткость, как вы помните, сестра таланта - особенно это относится к таланту, который поступает на режиссерский. Ваши 20-страничные повести, даже гордо обозначенные в листочке как "сценарий", вряд ли прочтут. Поэтому достаточно написать маленький (максимум две странички) синопсис - развернутую заявку на фильм. Кроме того, ваш рассказ сильно украсили бы конфликт и неожиданные повороты событий.

2. Не поленитесь, полистайте к коллоквиуму воспоминания и статьи великих режиссеров (Крэга, Станиславского, Таирова, Вахтангова, Мейерхольда, Товстоногова, Гончарова...) В компании этих "стариков" вы почувствуете себя на экзамене намного увереннее.

3. Постарайтесь побольше узнать о своем педагоге и его взглядах на жизнь. Это особо касается тех, кто поступает на "художественное кино". У каждого мастера свое видение кинематографа.

Как стать оператором?

Очень просто: повесить на шею фотокамеру и "щелкать" все, что попадет под руку. Только так вы наберетесь опыта, который нужен для поступления на операторские факультеты ВГИКа и ГИТРа (Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. Литовчина).

План действий таков: в течение года бегаете по интересным местам и снимаете пейзажи, портреты и натюрморты. Весной сдаете 20-30 снимков разных жанров в выбранный вуз и ждете вердикта приемной комиссии. Желательно сделать черно-белые снимки, чтобы экзаменаторы видели, насколько вы владеете светом и тенью. Предположим, вам дали "добро". В назначенный день приходите на экзамен. Как правило, предлагается практическая фотосъемка. Просят снять в павильоне гипсовый портрет и натюрморт, после чего выходите "в народ" - то бишь на улицу. Здесь полагается снять городской репортаж на заданную тему. На все про все дают восемь часов. Ага! Обрадовался было находчивый абитуриент и навострил лыжи к знакомому фотографу. Дудки, смухлевать не получится: фотоаппарат ваш, а вот маркированные вузом пленку и фотобумаги выдают прямо в институте.

Поскольку времени в обрез, а сюжетов нужен вагон и маленькая тележка - наш совет, отправляетесь сразу в ближайший парк, где событий хоть отбавляй (у ВГИКовцев это обычно ВДНХ или Ботанический сад). Снимаете, что надо, возвращаетесь в институт, самостоятельно проявляете пленку, а на следующий день печатаете фотографии.

Некоторые хитрят: заранее репетируют с друзьями сценки на улице. В день экзамена остается только снять тщательно отработанные сюжеты. "Натурщики" по заказу целуются, смеются, дерутся и плачут. Выходит живой репортаж.

Собеседование по специальности напоминает игру в бейсбол, где нападение - экзаменаторы, обложенные с ног до головы снимками абитуриента, а конкурсант защищает каждую фотографию: почему снято так, а не эдак, почему взят именно этот сюжет. Иными словами, требуется обосновать свою творческую позицию. Далеко не всем это удается.

Следующий этап - собеседование на общекультурные темы. Проще говоря, игра с веселым названием "угадайка". Вам произносят наугад имя художника (писателя, режиссера... ряд можно продолжать бесконечно), вы называете его произведения и некоторые даже на ходу анализируете. Или другой вариант - раскладывают на столе "пасьянс" в виде различных гравюр, фотографий, репродукций живописи, графики и скульптуры, а вы гадаете - "ху из ху" и "уот из уот". Не пугайтесь, совсем неизвестного не подсунут. Комиссия лишь пытается выяснить, заглядывали вы когда-нибудь в Третьяковскую галерею или на худой конец - в альбомы по искусству.

Но и это только цветочки, ягодки начнутся, когда пойдут вопросы "на засыпку". Самый каверзный из них - почему вы поступаете именно на операторский факультет? Мало сказать "хочу", надо это еще и грамотно обосновать.

Если вы все это выдержали, вас пригласят на письменный экзамен. Во ВГИКе - это сочинение, в ГИТРе - диктант. Кстати, шанс прорваться к вожделенной цели у будущих мастеров кинопленки куда выше, чем у "актеров": конкурс на операторские факультеты всего до 6 человек на место.

Советы "операторам":

1.На сдаче творческих экзаменов приготовьтесь ко всему. Когда не нужно, пойдет дождь. Постарайтесь не сесть в лужу, ведь кажущиеся негативными моменты можно поставить на службу творчеству. Хуже, если ваш соперник "поможет" вам и включит свет в тот момент, когда вы будете проявлять пленку. Но не волнуйтесь, подобные "устранения конкурентов" случаются редко.

2. Желательно подавать на конкурс собственные снимки. Комплект фотографий, кочующий от одного абитуриента к другому, вряд ли назовешь талисманом. Во всяком случае, удачи на экзамене он не принесет.

Можете сделать декорацию?

Как одним штрихом превратить мультяшную колдунью в добрую фею, а пафосную речь трагика снизить до смешной при помощи обычных декораций? Секрет этот вам откроют, если поступите на художественный факультет.

Вопрос только - как поступить? Первое - обложиться стопкой разнообразных книг, начиная от учебников по математике и начертательной геометрии и кончая альбомами по театрально-декорационному искусству. Знание этих талмудов пригодится вам в Школе-студии МХАТ и РАТИ, где экзаменационные испытания начинаются с коллоквиума. Аксиомы и теоремы, конусы и инкрустация - приготовьтесь, что этими терминами вас закидают на собеседовании по специальности. Если вы не путаете законы Архимеда и Ньютона и по части "пифагоровых штанов" глубокий знаток - считайте, зачет по коллоквиуму у вас в кармане.

В мастерской театрально-декорационного искусства в институте им. Сурикова собеседование не устраивают, зато требуют предоставить для предварительного просмотра несколько профессионально написанных маслом портретов обнаженных натур, композиций, натюрмортов, карандашных эскизов.

Первый экзамен на факультетах подобного типа - живопись и рисунок. Беретесь за кисточку и карандаш и прямо с натуры зарисовываете обнаженную модель. Потом делаете то же самое, но маслом. На все про все отводится 16 часов.

Дальше - композиция. Тем, кто сдал первый экзамен, в Суриковском дают задание - придумать эскизы к тому или иному спектаклю и отправляют домой. Пару дней читаете пьесу, прикидываете в уме декорации к ней. На бумаге фантазии воплощаете уже в институтской аудитории.

В Школе-студии МХАТ экзамен по композиции заменяют так называемой прирезкой: абитуриенту предлагается из подручного материала - бумаги и картона - соорудить макет будущих декораций. При этом проверяются не только умение мастерить своими руками, но и способность перевести плоское изображение в объемное.

Допустим, с руками, воображением и способностями у вас все в порядке. Дальше - проверка общекультурного развития. В качестве таковой в Школе-студии МХАТ предлагается зачет по русской литературе и истории плюс сочинение. В Суриковском будущие художники отделываются сочинением и иностранным языком.

На живопись и рисунок отводится целый день.

Рубрику ведет Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива