Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 09, 2004

Теплица для психолога

Времена, когда в школе всех стригли под общую гребенку, давно прошли. Теперь принято уважать в каждом ребенке личность, индивидуальность. Вот только как эту систему ценностей ввести в практику, представляют себе далеко не все учителя. На помощь спешат спецы нового поколения из Московского городского психолого-педагогического университета.

Это гордое слово - университет

Если бы я не стала журналистом, уверена, пошла бы в психологи. Сердце замирает от одной мысли о том, что можно стать инженером человеческой души. А вот для студентов МГППУ такая деятельность вполне реальна. Вообще ребята-психологи из этого универа - счастливчики: учеба интересная и перспективная, и добираться до вуза легче легкого, ведь это новенькое, уютное здание находится всего в двух шагах от метро «Сухаревская», на Сретенке. В холле первого этажа – фотки, на которых студиозы каждый день видят себя, любимых, в черных шапочках и мантиях. Именно такой наряд был обязателен на Дне первокурсника, проводившемся на Новой площади для «подшефных» вузов Правительства Москвы, коим является и МГППУ. А это значит, что его выпускников столица ждет с распростертыми объятиями.

Кроме фотографий и расписания занятий, на коридорном стенде висит список развлекательных мероприятий (например, экскурсии по местам династии Романовых в Москве) и, конечно, анонс городских психологических конференций - они редко обходятся без участия МГППУ. Ведь своими корнями универ тесно связан со старейшим научным психологическим учреждением в России, психологическим институтом Российской Академии образования. Именно основателю сего почтенного заведения (появившегося на свет в 1912 году), Георгию Ивановичу Челпанову, принадлежала идея интеграции академической науки и университетского образования. Сначала она была реализована в Московском университете (в 1914 году при нем создали Институт экспериментальной психологии), а почти век спустя, в 1993 году, благодаря ей увидел свет Международный образовательный и психологический колледж при ПИ РАО, на базе которого пятью годами позже возник МГППУ.

Сейчас в его стенах учатся больше трех с половиной тысяч студентов и аспирантов. Из восьми факультетов четыре специализируются на психологии (в том числе и в образовании), остальные занимаются социальной педагогикой, информационными технологиями, иностранными языками, повышением квалификации.

Многие кафедры универа располагают экспериментальными базами, в качестве которых выступают и школы, и медицинские учреждения. Интересен Центр экстренной психологической помощи, который находится в структуре МГППУ. Плодом труда его профессоров и подопечных стали Правила для населения по поведению в чрезвычайных ситуациях. Сотрудникам Центра эта тема знакома не понаслышке - в декабре прошлого года они организовывали помощь пострадавшим от теракта в Ессентуках, а потом проводили лекторий для местных работников образования и здравоохранения.

Самым обширным и популярным в МГППУ по праву считается факультет «Психология образования». Не зря многие его научные разработки возглавляет ректор - Виталий Владимирович Рубцов. К слову, сначала его учебное заведение носило статус института. Гордое право называться университетом пришло лишь пару лет назад, и не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что в 1998 году авторский коллектив вуза под руководством Рубцова получил президентскую премию за разработку ряда инновационных проектов для средней школы. Так что преподы на факультете «Психология образования» не просто читают что-то отвлеченное, но сами совершают открытия, а студиозы и аспиранты «тянутся» за ними. При этом, конечно, от фундаментального изучения классических теорий психологии вузовцев никто не освобождает, но свои знания им каждый год, с первого курса, надо обязательно применять на практике, которая в общей сложности длится 30 недель. Стажироваться можно не только в обычных средних учебных заведениях, но и в экспериментальных, как, например, центр Занкова или Вальдорфская школа.

День нынешний и день вчерашний…

Еще десять-пятнадцать лет назад психолог, работающий в обычной школе, был в диковинку. Конечно, эти заведения изредка посещались учеными, которые собирали материал для своих трудов, но вот чтобы специалист просто пришел разобраться в конфликтной ситуации… Хотя, например, той школе, где училась я, его визит, мягко сказать, не помешал бы. Помню, как с первого родительского собрания мама пришла в шоке, потрясенная резким контрастом: как только малыши в белых бантиках и рубашечках освободили класс для родителей, педагог мрачно произнесла: «Ваши дети - потенциальные уголовники». Такой педагогический подход принес плоды: несколько месяцев спустя мальчик Витя на уроке в клочки изорвал дневник и набросился на учительницу с кулаками; в четвертом классе ребята, проникнув в актовый зал, обезобразили его так, что уборка и ремонт продлились две недели; в седьмом одноклассник исписал тетрадь гадостями про географичку, которая без мужа ждала ребенка…

Хорошо, что сейчас другие времена, и присутствие психолога в школе - норма. Кадры для Москвы готовятся на кафедре «Педагогической психологии». Там есть отделения дошкольной и педагогической психологии, а еще - психологии развития, которая изучает поведение человека в разном возрасте. Студиозы вместе с преподами создают различные проекты для того, чтобы ребятам стало интереснее учиться в школе. Правда, пока что многих выпускников прямо с порога универа «подхватывают» различные фирмы и медицинские центры. Так что на специалистов – спрос. А московские власти заботятся о том, чтобы изменить ситуацию, в том числе, повышают ставки в средних общеобразовательных учреждениях. Глядишь, и наступит когда-нибудь рай на земле, и наши дети, как праздника, будут ждать каждого школьного дня…

Анализируя Барби и «Лего»…

Отсутствие консерватизма на факультете «Педагогическая психология» в МГППУ - залог того, что для его выпускников день нынешний будет отличаться от вчерашнего. В лучшую сторону. Так что, если ты живешь по принципу «все лучшее - старое», а твои убеждения мало отличаются от тех, что исповедают бабульки на лавочках, - лучше забудь о факультете на метро «Сухаревская». Он скорее подойдет людям творческим, неуспокоенным. Ведь на спецкурсах здесь изучают новейшие научные направления, такие, как социальная психология детства, в которой психику ребенка рассматривают на фоне определенного культурно-исторического фона. Действительно, то, что окружает маленького человечка, очень сильно на него влияет: если мы в детстве балдели от «Гардемаринов» и «Мушкетеров», то сейчас малышей этим не удивишь, им подавай «Звездные войны» и «Покемонов». И в рыночных отношениях сегодняшние ребятишки продвинуты не в пример нам, а как же иначе?

Популярна на спецкурсах так называемая народная психология (Folk Psychology). Там изучают взгляды, верования и представления родителей о поведении и развитии ребенка.

Впрочем, тем, что дитя, едва научившись ходить, оказывается под пристальным взглядом психологов, сейчас уже никого не удивишь. А вот как вам изучение условий становления психики ребенка, начиная с его планирования и до конца первого года его жизни? Этим занимается перинатальная психология, которую изучают в учебно-производственной лаборатории МППУ. Дополнительно к основной программе у студентов и предметы естественно-научного цикла: эмбриология, физиология развития, физиология беременности и родов, антропология. Потом они проходят специальную подготовку, в частности, посещают занятия для будущих родителей на практических базах. И уж затем сами работают в женских консультациях, родильных домах, центрах планирования семьи. Там они осваивают на практике методы диагностики и консультирования будущих родителей, включая техники групповой, телесноориентированной, семейной, арттерапии, психодрамы, аутотренинга. Места стажировки - очень и очень солидные. Кто собирается консультировать беременных женщин с патолагией беременности, может пойти в НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, что на улице Опарина. Такая учеба и работу перспективную обеспечит, и к рождению собственного чада подготовит. А потом, глядишь, можно и наукой заняться, например, создавать методическое обеспечение, разрабатывать модели и организацию форм работы с семьей на базе Школы будущих матерей, Родительского клуба для мам и пап детей раннего возраста и др. Или же создавать программы психологического консультирования и тренингов для медперсонала, работающего с беременными женщинами, роженицами и семьей, в которой есть малыши.

А может быть вы интересуетесь игрушками? Где вы, девчонки спящие со старым плюшевым мишкой? Юноши, играющие потихоньку в оловянных солдатиков, пока подруга болтает по телефону в другой комнате? Поверьте, вашего увлечения незачем стыдиться, оно ничуть не хуже других, с его помощью вы и денег заработаете, и научные труды напишете. Для этого достаточно прийти в научно-методический центр по психолого- педагогической экспертизе игрушки. Там вас научат выявлять, как различные конструкторы, а также Чебурашки и Барби, производимые в России и за ее пределами, воздействуют на детей. Освоив разные премудрости, вы влегкую будете консультировать учителей, родителей, воспитателей и производителей детских радостей на предмет того, что нужно малышам в первую очередь. Для вас не будет проблем ни с организацией выставок частных кукольных коллекций, ни с работой в «Музее игрушки», где можно изучать историю игр и необходимых для них предметов, заниматься исследованием вопросов воспитания, развития и формирования личности детей через игрушку.

Если ты всю жизнь мечтал видеть себя важным и солидным, а в классе твое слово всегда было решающим, не упусти шанс стать экспертом в области образовательных технологий. Но только халтурить здесь не придется, важно стать настоящим спецом, ведь тебе придется заниматься оценкой профессионалов. А они пригласят лишь в самых трудных или спорных случаях, и именно от тебя будут ждать настоящего чуда: мудрых суждений, неординарных выводов и творческих озарений.

Лошадь, которая умела танцевать

Работа с «трудными» детьми – это, конечно, не сахар. Но некоторые молодые люди видят свое призвание именно в этом. Они идут на кафедру клинической психологии детей и подростков, а потом стажируются в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, в отделении судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних и т.п. А в универе учатся свою нелегкую работу превращать в праздник. И во многом это происходит благодаря палаточному интеграционному лагерю «Турград», куда студиозы отправляются каждое лето, начиная с 1999 года. В красивейшем месте Владимирской области, на берегу реки Колпь, поросшем сосновым бором, они каждый июль разбивают «кемпинг» на 10 - 15 дней. Но делают это не одни, а вместе с подростками (среди которых есть люди с внутренними заболеваниями, умственной отсталостью, задержками психического развития, нарушениями в двигательной сфере и др.) и их родителями. В лагере работают психологи - сотрудники из МГППУ и из отделения реабилитации НИИ детской онкологии и гематологии Академии медицинских наук. Палаточный городок не обходится без врача, экологов и инструкторов по туризму, а еще педагогов школы № 3 из Гусь-Хрустального и Дворца творчества детей и юношества из Нижнего Новгорода.

«Турград» создали для того, чтобы решить проблему вхождения «особого» ребенка в общество. В лагере во Владимирской области получается выстроить разные уровни интеграции. Здесь вместе сосуществуют люди разных возрастов, дети с отменным здоровьем и с ограниченными возможностями, жители мегаполиса и малых городов, подростки из благополучных и проблемных семей. Причем все они не только отдыхают, а еще и учатся, но не за зубрежкой учебников, а в труде и развлечениях. Ну, где еще можно так хорошо освоить ботанику и экологию, как не в лесу? Ребята постигают науку «быть туристами», жить в непростых условиях. Впрочем, существование на лоне природы оказывает терапевтический эффект, как и занятия творчеством: палаточный городок не обходится без концертов и спектаклей под открытым небом. Для детей с расшатанным здоровьем или психикой такие мероприятия просто бесценны, о них рассказывают с восторгом, взахлеб, как, например, поведал в Интернете 13-летний подросток с трудностями в поведении: «На рыцарском турнире понравилось. У нас лошадь была лучшая - я ее головой был. Наша лошадь танцевать умела».

Для того чтобы заниматься искусством, надо иметь крепкое здоровье. В Турграде «дружат со спортом», и не только потому, что ежедневно совершают долгие прогулки по окрестностям, но и просто любят проводить спортивные соревнования. Конечно, не забыта в лагере коррекционно-развивающая деятельность: психологические тренинги, игры, консультации - будни палаточного городка. Впрочем, сами его обитатели (а их каждый год бывает около 70) называют свое жилище словом с большой буквы - Город, и дружно его обустраивают. Причем в этом процессе пользу приносят все, даже ребята с умственными расстройствами.

Справедливости ради надо отметить, что «Турград» - это не единственное место, куда могут выехать на лето студиозы из МГППУ. Итогами своих наблюдений на практике они делятся на выездных конференциях вузовского Научного общества молодых ученых и студентов. Во время таких мероприятий молодежи удается не только знаниями поделиться, но и хорошенько отдохнуть. К примеру, в прошлом году Летняя студенческая школа проходила в Крыму, на турбазе «Бригантина». А этой зимой ребята представляли свои научные доклады в пансионате «Елочка» в Звенигороде. Круглые столы перемежались с тренингами и мастер-классами, а еще студиозы и аспиранты успевали кататься на коньках и лыжах, участвовать в играх КВН и репетициях академического хора, фольклорного ансамбля и театральной студии.

Препод говорит…

Впрочем, практика практикой, но все-таки на первом месте в МГППУ учеба. Мне удалось поговорить с Виктором Александровичем Гуружаповым, заведующим кафедрой «Педагогическая психология». Надо сказать, что ученикам с ним очень повезло: это настоящий человек Возрождения, развитый всесторонне, математик, психолог и искусствовед в одном лице. Кроме МГППУ, он уже восемнадцать лет работает в Государственной Третьяковской галерее, и четыре года из них заведует отделом научно-методической работы и музейной педагогики. В начале нашей беседы я не удержалась, чтобы не задать вопрос о столь разных науках, которыми ему приходилось заниматься.

- Психология меня еще в школе интересовала, но после того, как стал призером на Республиканской олимпиаде по математике, решил, что в институте буду заниматься точными науками. Написав диплом, некоторое время преподавал математику в вузе, но затем все-таки поступил в МГУ на психфак и закончил его. Сейчас меня интересует психология искусства...

- Какие качества студентов в МГППУ вас радуют, а какие огорчают?

- Мне нравится, что сейчас у ребят нет шор на глазах, они более раскованны и свободны, чем раньше, и готовы побороться за свои интересы. А тревогу вызывает плохо развитая речь, которой частенько грешат мои ученики, хотя с ребятами я встречаюсь уже на четвертом курсе, ведь именно тогда начинается специализация по кафедрам. По исследованиям моих коллег, молодежь сейчас читает в основном глянцевые журналы (где лексика весьма скудна) или книжки в мягких обложках. Может быть, поэтому в серьезной литературе она в основном воспринимает лишь детективную линию (например, в книгах Достоевского, Умберто Эко и т.п.). При этом анализ схоластических проблем, осмысление причин и первопричин, интересные психологические выводы - все это остается за бортом. И в университете, когда студенты рассуждают на научные темы, то готовы без конца приводить яркие примеры, а предмет теоретического рассмотрения отходит на второй план. Впрочем, истоки этих бед – в несовершенстве современного школьного образования, когда многие предметы ребята усваивают формально. Хотя еще Марсель Пруст в «Поисках утраченного времени» говорил, что самое главное – проникать в суть вещей.

Расскажу такой случай. Два года назад в России осуществляли проект оценки качества образования, который распространяется на 43 страны. В нем участвовали седьмые и восьмые классы. Ребятам надо было применят свои знания для решения условно жизненных ситуаций. Например, определить по графику изменения скорости движения автомобиля по местности, где был спуск, а где подъем. Для любого, кто понимает суть графика, это элементарно, но очень многих задача поставила в тупик.

- Насколько я знаю, деятельность МГППУ направлена как раз на то, чтобы изменить ситуацию в российских школах к лучшему?

- Для этого в ближайшие десять лет исходные основания отечественной педагогической психологии должны быть пересмотрены. Многие термины устарели. Скажем, такой, как учебно-воспитательный процесс. Раньше это понятие включало в себя две составляющих: урочную и внеурочную деятельность. Сейчас грани между ними стираются. И в ряде инновационных школ свободные часы подростки используют для квази-исследовательской деятельности. Вот, например, в городе Нефтюганске под руководством директора лицея, кандидата психологических наук Игоря Иннокентьевича Банова ребята разработали проект, нацеленный на изменение социальной среды в городе. Правда, для Москвы такая программа не подошла бы, она возможна только в городе монопрофильного типа, сосредоточенном на одном предприятии.

А вообще-то современный человек должен очень хорошо ориентироваться в окружающей действительности, принимать самостоятельные решения, нести бремя ответственности. Я предполагаю, что в будущем обязательный объем школьный предметов должен быть снижен за счет физико-математических и естественнонаучных дисциплин, но при этом школьникам надо обязательно предъявлять более высокие требования к постижению сущности изучаемого.

- Давайте вернемся к вашему вузу. Я знаю, что в нем готовят социальных педагогов, о них сейчас много говорят, но в чем заключается их работа, представляю с трудом…

- Вас можно понять, профессия новая и ей еще мало кто обучен. Специалисты в этой области должны заниматься устройством социальной жизни в школе, взаимодействовать с детской комнатой милиции, работать с родителями вместе со школьным психологом. Уроки у ребят они, в принципе, могут и не вести, но я за то, чтобы социальные педагоги брали какую-то учебную нагрузку, пусть даже небольшую. На мой взгляд, без этого педагогический коллектив никогда не станет считать их «своими». Ведь практика каждого учителя предполагает некий риск: сумеет или не сумеет он обучить детей…

- Неужели во всех школах преподы об этом задумываются? Мне вот приятельница жалуется, что некоторым педагогам сына только бы урок отбарабанить и домой уйти…

- К сожалению, кто-то старается избегать ответственности, но шестым чувством ее все равно ощущают. Так вот, если школьный психолог будет вести какие-то уроки, его коллеги будут осознавать, что он тоже рискует, и не станут воспринимать его как человека, способного только поучать окружающих.

 

Анна ЧЕПУРНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива