Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях.
А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.
Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.
Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.
Надеюсь, что нам удастся представить Вам увлекательную историю создания и деятельности СтМ.
Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.
Стэм, буфф и пантомима. Это не просто красивые слова, это театральные и танцевальные жанры, Бог знает, когда и кем придуманные. Хотя мне сейчас кажется, изобрели их сами студенты и только с одной целью - не прокиснуть в лекционных залах. Легкий ча-ча-кукарача, ножка выше головы, шутка на тему препод-самодур и голос, троекратно усиленный микрофоном, – вот и все, что нужно студенту, чьи творческие амбиции пока еще не прыгнули выше фестиваля «Студенческая весна», но это пока…
Путин-птенец
Если не считать пресс-релиз от организатора фестиваля РСМ, где мельком говорится о студенческих песнях и плясках, ничего о Студвесне до посадки на самолет я не знала. Вообще, в Кемерово летела с тайной надеждой чуточку отдохнуть, во всяком случае, серьезный смотр молодежной самодеятельности в мои планы не входил. Но среди соседей по креслу обнаружила известные лица и дезертирские мысли спрятала подальше. Наличие ведущей ТВ-Афиши Юли Смоляковой и бессменного Путина питерской команды КВН Димы Хрусталева в непосредственной близости от моего бренного тела говорило только об одном огорчительном факте: халявы не будет, самодеятельное фуфло – видимо, не фуфло вовсе.
- Привет, Митя, - высунулась я в проход. - Ты-то какими судьбами?
- Жюрить буду, пригласили вот…
Не ведая еще, что и сама попала в списки членов жюри, развела Хрусталева на тему «как стать звездой». По его словам, очень просто: нужно блистать в Веснах, талант приметят и вознаградят.
- Ну да, держи карман шире, - не верила я.
- Ты не знаешь, какой уровень у фестиваля. Многие номера питерские ка-вэ-энщики обкатывали на «Студвесне», так что мы – ее птенцы.
Смолякова, как выяснилось, тоже девушка студвесновской закваски. Она окончательно уверила меня в серьезности предстоящего мероприятия:
- На «веснушках» я развила способности, без которых ведущей программы на ТВ не обойтись.
Прикоснувшись к шоу-персонам, я уже и от фестиваля ждала звездопад. Догадки о масштабах запланированной акции подогревались еще и слухами. Как выяснилось позже, то были не совсем слухи…
Золотой микрофон
«Золотой микрофон» - так вопреки логике я назвала бы не существующую, но чуть ли не главную номинацию фестиваля «Город принимает гостей», и вручила бы его Кемерово. Судите сами, один только новый микрофон, приобретенный для команды КемГУ, обошелся городу в 16 тысяч рублей. А весь фестиваль, по официальным данным, встал администрации Амана Тулеева в 16 млн деревянных. Самая щедрая в истории весен плата за молодежь. И самая главная причина, почему Студвесна-2004 перепрыгнула через Уральский хребет. Раньше фестиваль не уезжал дальше Самары и Казани. На роль хозяина претендовало с десяток городов, но Сибирь не торговалась, а сразу пошла ва-банк: сверх организаторских расходов положила еще и тринадцатую стипендию. Каждому, пообещал губернатор, кто приедет, лично даст пятьсот рублей. И дал, правда, не из своих рук. И приехали. Без малого 1500 человек (тоже рекорд) из 52 регионов страны – от Камчатки до Калининграда. Грешным делом кто-то из гостей подумал: а что если это хорошо спланированный демографический взрыв? И был не так уж далек от истины: 1500 студентов на 500 тысяч не таких уж старых аборигенов – без «лабрадора», как говорил Шариков, не обошлось. Да и ассоциации фестиваль вызывал соответствующие. Когда делегаты в ярких костюмах, пританцовывая, шли по главной площади, махали флажками и пускали в небо шарики, казалось, не Кемерово, а Москва образца 1981 года принимает олимпиаду всемирной молодежи. И город ждал творческих подвигов: четыреста человек обслуживало пять площадок, включая театры, филармонию, парки и главный спорткомплекс сибирской столицы. Спонсор, немецкая компания Mawy Choco Gmbh, готовил слонов – упаковки легко ломающегося шоколада «Риттер Спорт». Местных тоже предупредили: чистые улицы, улыбки продавщиц, неожиданно вежливые водители, всегда готовые уступить пешеходу, и главное – погода. Тридцать пять градусов жары в мае в Сибири – чуть ли не главная сенсация фестиваля. А что же виновники торжества?
Кинула - спой
Виновники, в основном студенты, жаждали взять призы в пяти номинациях: музыка, танец, театр, оригинальный жанр (акробатика, синтез-номер, театр моды), журналистика. В этом году к ним примкнула еще и поэзия. Но мастерство или талант – кто знает, что больше способствует взлету к звездам? – не пропьешь. Когда ни того, ни другого нет, самодеятельность смешит, как нос Сирано.
Вокал, если честно, поначалу перепутала с пародией. Вот, думаю, товарищ из Самарской области явно хохмит над павлиньей манерой Баскова и слова, видно даже как, старается, вытягивает (Дмитрий Горбачев, «Вишня»). Смотрю в программку: нет, номинация не пародия, а мужской вокал. Оказывается, не хохмит, а поет всерьез. Если такой голос - лучший из лучших, то я японский летчик. И опять же, не шепни кто-то на ухо, что Саша Чернышов из Магадана исполняет репертуар своего более знаменитого тезки, так бы и считала, что весь Александр Серов - в блеющих интонациях и несуразном топтании на месте. С чего эти молодые соловьи взяли, что громче значит лучше? Высокие ноты кое-где оборачивались наигрышем и явными потугами. Залу полагалось плакать, а он смеялся: и над героиней грустной баллады, и над «Не Иванушками» из Белгородской области, о которых девчонки с соседнего ряда язвительно отозвались: «Даже не Иванушки». Слабые голоса, вымученность движений и полное отсутствие драйва – след дальних переездов или ночных бдений? «Юля, - обернулась я к теледиве, - где же обещанные звезды? Где же здоровая, наглая конкуренция «Фабрике звезд» и «Народному артисту»? А еще кричали: «Мы всех порвем!». Юля только плечами пожала.
Еще репертуар подкачал: большинство сделало ставку на медляки, протяжные, лирические композиции. А взять, ну хоть для прикола, энергичный трек или, на крайний случай, фрагмент из «Cats» - слабо? То ли дело бодренькая «Аny one…» в исполнении низкоголосой Валентины Бирюковой (Саратовская область): эффект взорвавшейся бомбы. Я уж было засобиралась покинуть жилище сонной Терпсихоры, как вдруг словно черти из ларца, выскочили звезды Кузбасса Николай Патрушев и Максим Зиняков и вздернули публику эмоциональным «Узнать тебя в толпе». Это потом, задним числом, узнала, что Патрушев спел песню, когда его кинула любимая. На концерте дуэта «Город», как по тексту, увидел ее в толпе зрителей, узнал, побежал… Я бы тоже побежала после услышанного, в руки к Патрушеву, девушка же – нет. Не секла она ни в любви, ни, что еще обиднее, в золотом голосе Кузбасса. Зато кто уж точно профи в музыке - джазовая певичка из Новосибирска. Говорю, певичка, потому что имя ее не запомнила, да и не нужно было это тогда: энергичная студентка в моей памяти почему-то прочно склеилась с образом Мерилин Монро из «В джазе только девушки». Только вот вопрос: почему на такой большой и необъятной Новосибирской земле одна-единственная студентка с сильным сопрано? За сорок минут она спела целых четыре раза, причем три из них – сольно.
Загадок, кстати, на фестивале хватало. Ханты-Манскийск, говорят, привез только второй состав (первый, звездный, – на гастролях в Страсбурге), но тот пел не хуже «золотых голосов» иных республик. А Красноярская медакадемия в номинации «Народный вокал» потрясла… тувинским горловым пением. Тронуло, кстати, не только за душу, но и... За что. не скажу, Дима Хрусталев правильно выразился: «сексуально».
В костюме, но без палочки
Может, это ошибочное мнение, но куда вкуснее, нежели соло, у студентов вышли совместные экзерсисы. Во всяком случае, пантомима на тему «мастерская скульптора» (Новосибирский театр-студия «Жест»), где некий мастер из обычных студента и студентки «лепил» легко узнаваемых Венеру и Аполлона, а потом Мадонну и Дискобола, достойна профессиональной сцены. Кстати, вот вам аргумент, что театр ничего не теряет, если его лишить слов: только мимика, жесты и культурный багаж зрителя. Круче безмолвной Мельпомены только оркестр без дирижера. В Новосибирском джаз-бэнде было все: и костюмы-тройки, и флейты, и бас-гитары, и даже рояль, а вот волшебной палочки музыкантов лишили – «Розовую пантеру» студенты НГУ исполнили буквально с листа.
На какие только модерновые фишки не пойдешь, чтобы обставить далеко не слабых конкурентов. Ну, скажем, под ритмы нашумевшего мюзикла «Чикаго» сбацаешь несовместимые танго и европейский фокстрот, как сделали это ребята из челябинского ЮУрГУ. Или, казалось бы, банальный показ костюмов от кутюр обставишь как шоу райских пташек и морских петушков, да еще для каждой красотки придумаешь амплуа в духе «рыба-вамп» и «птица-кокотка». Вот уж где зал вздыхал над народной мудростью: «яйца курицу не учат». Лучше учили бы, тогда и скучные курицы, то бишь дивы с профессиональных дефиле Юдашкина, Зайцева, глядишь, затрепыхались бы.
Никогда бы не подумала, что можно красиво танцевать под песню «Пятницы» «Солдат» (если вообще реально что-то танцевать под эту группу), к тому же еще с костылями. А студиозы из Татарстана удивили, даже не феноменальным попаданием в такт, а идеей, вложенной в танец. Представьте, в двухминутной композиции танцоры сказали больше, чем чеченские корреспонденты НТВ вместе взятые: и о глупо загубленном мальчишечьем счастье, и о бессильной перед сильными мира сего молодости… Кто-то в зале зашмыгал носом, а мне вспомнились другие номера с меткой неспокойного времени. И вызов взрослым, речитативом пропетый под рэп (Денис Тогашинов, Пермская область ), и питерский брейк-данс под рев сигнализации и звуки разбиваемых стекол. А студенты из Подмосковья мнимую ссору разыграли так достоверно, что стражи порядка дружно кинулись разнимать бузотеров, а те на сцену – и были таковы. И даже КВН-овские шутки – стэмы то бишь - не все около рекламы крутились, иногда касались непосредственно главного пугала студентов – армии: «Меня из института отчислили. Не плачь, солдаты не плачут» (Коломна, КГПИ).
Кузбасс – тыщ, тыщ, тыщ!
Многие блистали, некоторые делегаты казались вообще неподражаемы, как гимнастка с хула-хупами из Питера. Но все же главным героем фестиваля студенческий люд признал Кемерово. Не потому, что хозяева и у них набралась самая большая делегация. Как справедливо заметил мой коллега с радио «Юность», тоже член жюри, «кто не давал другим найти спонсоров и привезти больше участников». Просто кемеровчане, – пожалуй, единственные, кого сидевшие в зале, даже не кузбассовцы, единодушно принимали на ура! Единственную в Кемерове кричалку «Кузбас – тыщ, тыщ, тыщ!», кстати, им тоже придумали конкуренты. И только на их региональную программу народ ломился так, что руководителю кемеровской делегации Ольге Горяевой перед шоу пришлось выйти на сцену и попросить крикунов выражать эмоции корректно, то есть молча.
Кричать «вау!» было чему и кому. В манерной и эмоциональной Гурченко я, например, не сразу приметила студентку. Оля Ильина из Кузбасского университета культуры так пародировала звезду, что даже невозмутимое обычно жюри стонало и хваталось за животики. И Басков (Наталья Шляхтицева), точнее, пародия на него, судя по всему, жутко популярная в студенческой среде, и его (ее) девахи на подпевках с лошадиными челками, и «Тусклые», читай «Блестящие», - просто умора. Ой, да что там «Блестящие». У них там, в Кузбассе, не такие еще девушки вырастают – ростом под три метра. Это они, студентки «XXL» так на мужских плечах отплясывали вприсядку, как в синхронном плавании – четко и слаженно.
Но истинный шок я испытала от оживших диккенсовских вещиц. Представьте на минуту, пламя танцует, извивается – смотришь, а там, в бутафорском камине, девушка рукавами красными машет в такт музыке. Патефон оживает и крутит пальцем тарелочку, зеркало хмурится, а кресло принимает девушку в мужские объятия. И пара – летящая, легкая – вроде танцует, а вроде ссорится. И кажется, должны помириться, и неоновые сердечки спускаются к ним по нитке из зала. Но она запирает сердце в чемодан и уносит, как зубную щетку… Номер «Достучаться до сердец» придумал студент из Новокузнецка Тимофей Жалнин, он же руководитель театра-студии «Луксор». И вложил в него прямо-таки вселенский смысл. Распятые Христос и юноша-жертва мирских соблазнов, Магдалина и девушка у подножий крестов – лишь то, что лежит на поверхности. Копнуть дальше, так там – в мистическом танце – и грехи со страданиями оживают, и яблоко раздора трансформируется в яблоко примирения. Почему кресты? Просто нам всем чуточку не хватает, чтобы уберечь свое счастье и не поддаться искушениям, какой-то пустяк – и сердце уходит, убегает, улетает в толстом чемодане, а упущенная любовь становится наказанием.
- Самое печальное в этой истории я сам – грешник, не покаявшийся на кресте, - грустно улыбнулся Тима, и у меня ком подступил к горлу от ощущения, что, быть может, я стою рядом с будущим гением.
Когда зал взорвался и на сцену полетели неоновые палочки, уже тогда все понимали: гран-при фестиваля за Кузбассом. Так оно и вышло. Как ни странно, конкуренты не обиделись, не выразили «фи!». Да и глупо было бы: сенсация прошлогодней весны студия «Луксор» еще раз доказала, что номера, выходящие за рамки любительского творчества, достойны и не таких похвал. Подарки, кстати, не заставили себя ждать. Тулеев очень грамотно одарил кемеровских поездкой на Олимпиаду в Грецию. А в прошлом году так же щедро раздавал победителям путевки и… квартиры. Думаю, не надо объяснять, почему Кузбасс взял призы по всех номинациях, включая журналистику? О том, как создать мини-Америку для молодых в отдельно взятом регионе – разговор отдельный. Между прочим, с самим Тулеевым. Между прочим, в следующем номере.