Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 08, 2004

Хохотушки на «веснушках»

Стэм, буфф и пантомима. Это не просто красивые слова, это театральные и танцевальные жанры, Бог знает, когда и кем придуманные. Хотя мне сейчас кажется, изобрели их сами студенты и только с одной целью - не прокиснуть в лекционных залах. Легкий ча-ча-кукарача, ножка выше головы, шутка на тему препод-самодур и голос, троекратно усиленный микрофоном, – вот и все, что нужно студенту, чьи творческие амбиции пока еще не прыгнули выше фестиваля «Студенческая весна», но это пока…

Путин-птенец

Если не считать пресс-релиз от организатора фестиваля РСМ, где мельком говорится о студенческих песнях и плясках, ничего о Студвесне до посадки на самолет я не знала. Вообще, в Кемерово летела с тайной надеждой чуточку отдохнуть, во всяком случае, серьезный смотр молодежной самодеятельности в мои планы не входил. Но среди соседей по креслу обнаружила известные лица и дезертирские мысли спрятала подальше. Наличие ведущей ТВ-Афиши Юли Смоляковой и бессменного Путина питерской команды КВН Димы Хрусталева в непосредственной близости от моего бренного тела говорило только об одном огорчительном факте: халявы не будет, самодеятельное фуфло – видимо, не фуфло вовсе.

- Привет, Митя, - высунулась я в проход. - Ты-то какими судьбами?

- Жюрить буду, пригласили вот…

Не ведая еще, что и сама попала в списки членов жюри, развела Хрусталева на тему «как стать звездой». По его словам, очень просто: нужно блистать в Веснах, талант приметят и вознаградят.

- Ну да, держи карман шире, - не верила я.

- Ты не знаешь, какой уровень у фестиваля. Многие номера питерские ка-вэ-энщики обкатывали на «Студвесне», так что мы – ее птенцы.

Смолякова, как выяснилось, тоже девушка студвесновской закваски. Она окончательно уверила меня в серьезности предстоящего мероприятия:

- На «веснушках» я развила способности, без которых ведущей программы на ТВ не обойтись.

Прикоснувшись к шоу-персонам, я уже и от фестиваля ждала звездопад. Догадки о масштабах запланированной акции подогревались еще и слухами. Как выяснилось позже, то были не совсем слухи…

Золотой микрофон

«Золотой микрофон» - так вопреки логике я назвала бы не существующую, но чуть ли не главную номинацию фестиваля «Город принимает гостей», и вручила бы его Кемерово. Судите сами, один только новый микрофон, приобретенный для команды КемГУ, обошелся городу в 16 тысяч рублей. А весь фестиваль, по официальным данным, встал администрации Амана Тулеева в 16 млн деревянных. Самая щедрая в истории весен плата за молодежь. И самая главная причина, почему Студвесна-2004 перепрыгнула через Уральский хребет. Раньше фестиваль не уезжал дальше Самары и Казани. На роль хозяина претендовало с десяток городов, но Сибирь не торговалась, а сразу пошла ва-банк: сверх организаторских расходов положила еще и тринадцатую стипендию. Каждому, пообещал губернатор, кто приедет, лично даст пятьсот рублей. И дал, правда, не из своих рук. И приехали. Без малого 1500 человек (тоже рекорд) из 52 регионов страны – от Камчатки до Калининграда. Грешным делом кто-то из гостей подумал: а что если это хорошо спланированный демографический взрыв? И был не так уж далек от истины: 1500 студентов на 500 тысяч не таких уж старых аборигенов – без «лабрадора», как говорил Шариков, не обошлось. Да и ассоциации фестиваль вызывал соответствующие. Когда делегаты в ярких костюмах, пританцовывая, шли по главной площади, махали флажками и пускали в небо шарики, казалось, не Кемерово, а Москва образца 1981 года принимает олимпиаду всемирной молодежи. И город ждал творческих подвигов: четыреста человек обслуживало пять площадок, включая театры, филармонию, парки и главный спорткомплекс сибирской столицы. Спонсор, немецкая компания Mawy Choco Gmbh, готовил слонов – упаковки легко ломающегося шоколада «Риттер Спорт». Местных тоже предупредили: чистые улицы, улыбки продавщиц, неожиданно вежливые водители, всегда готовые уступить пешеходу, и главное – погода. Тридцать пять градусов жары в мае в Сибири – чуть ли не главная сенсация фестиваля. А что же виновники торжества?

Кинула - спой

Виновники, в основном студенты, жаждали взять призы в пяти номинациях: музыка, танец, театр, оригинальный жанр (акробатика, синтез-номер, театр моды), журналистика. В этом году к ним примкнула еще и поэзия. Но мастерство или талант – кто знает, что больше способствует взлету к звездам? – не пропьешь. Когда ни того, ни другого нет, самодеятельность смешит, как нос Сирано.

Вокал, если честно, поначалу перепутала с пародией. Вот, думаю, товарищ из Самарской области явно хохмит над павлиньей манерой Баскова и слова, видно даже как, старается, вытягивает (Дмитрий Горбачев, «Вишня»). Смотрю в программку: нет, номинация не пародия, а мужской вокал. Оказывается, не хохмит, а поет всерьез. Если такой голос - лучший из лучших, то я японский летчик. И опять же, не шепни кто-то на ухо, что Саша Чернышов из Магадана исполняет репертуар своего более знаменитого тезки, так бы и считала, что весь Александр Серов - в блеющих интонациях и несуразном топтании на месте. С чего эти молодые соловьи взяли, что громче значит лучше? Высокие ноты кое-где оборачивались наигрышем и явными потугами. Залу полагалось плакать, а он смеялся: и над героиней грустной баллады, и над «Не Иванушками» из Белгородской области, о которых девчонки с соседнего ряда язвительно отозвались: «Даже не Иванушки». Слабые голоса, вымученность движений и полное отсутствие драйва – след дальних переездов или ночных бдений? «Юля, - обернулась я к теледиве, - где же обещанные звезды? Где же здоровая, наглая конкуренция «Фабрике звезд» и «Народному артисту»? А еще кричали: «Мы всех порвем!». Юля только плечами пожала.

Еще репертуар подкачал: большинство сделало ставку на медляки, протяжные, лирические композиции. А взять, ну хоть для прикола, энергичный трек или, на крайний случай, фрагмент из «Cats» - слабо? То ли дело бодренькая «Аny one…» в исполнении низкоголосой Валентины Бирюковой (Саратовская область): эффект взорвавшейся бомбы. Я уж было засобиралась покинуть жилище сонной Терпсихоры, как вдруг словно черти из ларца, выскочили звезды Кузбасса Николай Патрушев и Максим Зиняков и вздернули публику эмоциональным «Узнать тебя в толпе». Это потом, задним числом, узнала, что Патрушев спел песню, когда его кинула любимая. На концерте дуэта «Город», как по тексту, увидел ее в толпе зрителей, узнал, побежал… Я бы тоже побежала после услышанного, в руки к Патрушеву, девушка же – нет. Не секла она ни в любви, ни, что еще обиднее, в золотом голосе Кузбасса. Зато кто уж точно профи в музыке - джазовая певичка из Новосибирска. Говорю, певичка, потому что имя ее не запомнила, да и не нужно было это тогда: энергичная студентка в моей памяти почему-то прочно склеилась с образом Мерилин Монро из «В джазе только девушки». Только вот вопрос: почему на такой большой и необъятной Новосибирской земле одна-единственная студентка с сильным сопрано? За сорок минут она спела целых четыре раза, причем три из них – сольно.

Загадок, кстати, на фестивале хватало. Ханты-Манскийск, говорят, привез только второй состав (первый, звездный, – на гастролях в Страсбурге), но тот пел не хуже «золотых голосов» иных республик. А Красноярская медакадемия в номинации «Народный вокал» потрясла… тувинским горловым пением. Тронуло, кстати, не только за душу, но и... За что. не скажу, Дима Хрусталев правильно выразился: «сексуально».

В костюме, но без палочки

Может, это ошибочное мнение, но куда вкуснее, нежели соло, у студентов вышли совместные экзерсисы. Во всяком случае, пантомима на тему «мастерская скульптора» (Новосибирский театр-студия «Жест»), где некий мастер из обычных студента и студентки «лепил» легко узнаваемых Венеру и Аполлона, а потом Мадонну и Дискобола, достойна профессиональной сцены. Кстати, вот вам аргумент, что театр ничего не теряет, если его лишить слов: только мимика, жесты и культурный багаж зрителя. Круче безмолвной Мельпомены только оркестр без дирижера. В Новосибирском джаз-бэнде было все: и костюмы-тройки, и флейты, и бас-гитары, и даже рояль, а вот волшебной палочки музыкантов лишили – «Розовую пантеру» студенты НГУ исполнили буквально с листа.

На какие только модерновые фишки не пойдешь, чтобы обставить далеко не слабых конкурентов. Ну, скажем, под ритмы нашумевшего мюзикла «Чикаго» сбацаешь несовместимые танго и европейский фокстрот, как сделали это ребята из челябинского ЮУрГУ. Или, казалось бы, банальный показ костюмов от кутюр обставишь как шоу райских пташек и морских петушков, да еще для каждой красотки придумаешь амплуа в духе «рыба-вамп» и «птица-кокотка». Вот уж где зал вздыхал над народной мудростью: «яйца курицу не учат». Лучше учили бы, тогда и скучные курицы, то бишь дивы с профессиональных дефиле Юдашкина, Зайцева, глядишь, затрепыхались бы.

Никогда бы не подумала, что можно красиво танцевать под песню «Пятницы» «Солдат» (если вообще реально что-то танцевать под эту группу), к тому же еще с костылями. А студиозы из Татарстана удивили, даже не феноменальным попаданием в такт, а идеей, вложенной в танец. Представьте, в двухминутной композиции танцоры сказали больше, чем чеченские корреспонденты НТВ вместе взятые: и о глупо загубленном мальчишечьем счастье, и о бессильной перед сильными мира сего молодости… Кто-то в зале зашмыгал носом, а мне вспомнились другие номера с меткой неспокойного времени. И вызов взрослым, речитативом пропетый под рэп (Денис Тогашинов, Пермская область ), и питерский брейк-данс под рев сигнализации и звуки разбиваемых стекол. А студенты из Подмосковья мнимую ссору разыграли так достоверно, что стражи порядка дружно кинулись разнимать бузотеров, а те на сцену – и были таковы. И даже КВН-овские шутки – стэмы то бишь - не все около рекламы крутились, иногда касались непосредственно главного пугала студентов – армии: «Меня из института отчислили. Не плачь, солдаты не плачут» (Коломна, КГПИ).

Кузбасс – тыщ, тыщ, тыщ!

Многие блистали, некоторые делегаты казались вообще неподражаемы, как гимнастка с хула-хупами из Питера. Но все же главным героем фестиваля студенческий люд признал Кемерово. Не потому, что хозяева и у них набралась самая большая делегация. Как справедливо заметил мой коллега с радио «Юность», тоже член жюри, «кто не давал другим найти спонсоров и привезти больше участников». Просто кемеровчане, – пожалуй, единственные, кого сидевшие в зале, даже не кузбассовцы, единодушно принимали на ура! Единственную в Кемерове кричалку «Кузбас – тыщ, тыщ, тыщ!», кстати, им тоже придумали конкуренты. И только на их региональную программу народ ломился так, что руководителю кемеровской делегации Ольге Горяевой перед шоу пришлось выйти на сцену и попросить крикунов выражать эмоции корректно, то есть молча.

Кричать «вау!» было чему и кому. В манерной и эмоциональной Гурченко я, например, не сразу приметила студентку. Оля Ильина из Кузбасского университета культуры так пародировала звезду, что даже невозмутимое обычно жюри стонало и хваталось за животики. И Басков (Наталья Шляхтицева), точнее, пародия на него, судя по всему, жутко популярная в студенческой среде, и его (ее) девахи на подпевках с лошадиными челками, и «Тусклые», читай «Блестящие», - просто умора. Ой, да что там «Блестящие». У них там, в Кузбассе, не такие еще девушки вырастают – ростом под три метра. Это они, студентки «XXL» так на мужских плечах отплясывали вприсядку, как в синхронном плавании – четко и слаженно.

Но истинный шок я испытала от оживших диккенсовских вещиц. Представьте на минуту, пламя танцует, извивается – смотришь, а там, в бутафорском камине, девушка рукавами красными машет в такт музыке. Патефон оживает и крутит пальцем тарелочку, зеркало хмурится, а кресло принимает девушку в мужские объятия. И пара – летящая, легкая – вроде танцует, а вроде ссорится. И кажется, должны помириться, и неоновые сердечки спускаются к ним по нитке из зала. Но она запирает сердце в чемодан и уносит, как зубную щетку… Номер «Достучаться до сердец» придумал студент из Новокузнецка Тимофей Жалнин, он же руководитель театра-студии «Луксор». И вложил в него прямо-таки вселенский смысл. Распятые Христос и юноша-жертва мирских соблазнов, Магдалина и девушка у подножий крестов – лишь то, что лежит на поверхности. Копнуть дальше, так там – в мистическом танце – и грехи со страданиями оживают, и яблоко раздора трансформируется в яблоко примирения. Почему кресты? Просто нам всем чуточку не хватает, чтобы уберечь свое счастье и не поддаться искушениям, какой-то пустяк – и сердце уходит, убегает, улетает в толстом чемодане, а упущенная любовь становится наказанием.

- Самое печальное в этой истории я сам – грешник, не покаявшийся на кресте, - грустно улыбнулся Тима, и у меня ком подступил к горлу от ощущения, что, быть может, я стою рядом с будущим гением.

Когда зал взорвался и на сцену полетели неоновые палочки, уже тогда все понимали: гран-при фестиваля за Кузбассом. Так оно и вышло. Как ни странно, конкуренты не обиделись, не выразили «фи!». Да и глупо было бы: сенсация прошлогодней весны студия «Луксор» еще раз доказала, что номера, выходящие за рамки любительского творчества, достойны и не таких похвал. Подарки, кстати, не заставили себя ждать. Тулеев очень грамотно одарил кемеровских поездкой на Олимпиаду в Грецию. А в прошлом году так же щедро раздавал победителям путевки и… квартиры. Думаю, не надо объяснять, почему Кузбасс взял призы по всех номинациях, включая журналистику? О том, как создать мини-Америку для молодых в отдельно взятом регионе – разговор отдельный. Между прочим, с самим Тулеевым. Между прочим, в следующем номере.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива