Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 10, 2009

Милан Колена: Будешь стараться – запоешь!

На Первом международном музыкальном молодежном фестивале в Братиславе, куда приехали коллективы из Израиля, России, Польши, Словакии, Южной Африки, Москву представлял обладатель многочисленных наград и званий – смешанный Академический хор РГСУ под руководством блистательного маэстро Константина Кострикова, занявший в конкурсной программе первое место!

Содействие в организации зарубежной поездки и выступлений хора оказали ректор РГСУ Василий Жуков и глава представительства Словацкого национального русского центра науки и культуры в Братиславе Александр Бушуев.

Сценами стали Зеркальный зал Дворца в Братиславе, костел Иезуитов, залы церквей словацкой столицы. В жюри – профессора Федерико Бардацци (Италия) и Зузанна Миндсенти (Венгрия), председатель судейской комиссии – доктор Милан Колена (Словакия).

Важно работать с каждым хористом, относиться к каждому с достоинством и уважением. Всегда входим во все обстоятельства жизни, которые возникают у ребят помимо хора. Они это чувствуют, понимают, что мы всегда поможем. Учим их уважать друг друга.

Репертуар хора в обязательной программе состоял из "Канона Покаяние» (муз. К. Кострикова), произведений Alleluia (муз. К. Кострикова), «Как ты прекрасна» (муз. Э. Грига), «Русь» (муз. М. Суворовой). Дирижировали хором Татьяна и Константин Костриковы. Они стремились показать Русь во всей ее музыкальной красе. На финальном гала-концерте Константин Николаевич во время исполнения коллективом произведения «Русь» вдруг повернулся к залу лицом и таким образом продирижировал часть произведения до конца! Хористы спели безупречно. Все это в комплексе произвело настоящий фурор в европейском стане музыкантов!

В первый же день начались строгие репетиции и обязательные выступления. На концерт из гостиницы шли пешком. Костюмы московских студентов произвели впечатление на горожан и туристов. Еще бы! Одновременно более 50 человек во фраках и длинных лиловых платьях передвигались по мощеным улочкам Братиславы. А столица Словакии – город необыкновенных памятников и уличных розыгрышей.

Первым делом наткнулись на торчащего из люка на мостовой огромного металлического рабочего в каске. С пониманием отнеслись к стоящему рядом знаку «Man at work» (Человек на работе). Повернув за угол, тут же оказались нос к носу с высоким медным папарацци в шляпе и с большим фотообъективом. Кто-то заметил «зеленых человечков» – молодых актеров, одетых в купальники. Свободные от одежды фрагменты их тел были выкрашены зеленой краской. Обычный вроде бы мужчина шел по своим делам. Но почему-то все вокруг расступались и хохотали. Оказалось, на голове у него «прибит» внушительных размеров чемодан-дипломат. Были также идентифицированы две свадьбы, шедшие навстречу друг другу. Гости и молодожены сияли старинным гламуром до невозможности. Очевидно, дух шоу у жителей Братиславы в крови...

Довольный победой коллектив возвращался в Москву. Под стук колес доносился смех, слышались звуки гитарных аккордов, звучало пение. Здесь-то мы и разговаривали о музыке и жизни с художественным руководителем хора, доктором философских наук, дирижером Константином Николаевичем Костриковым и его женой, тоже дирижером, Татьяной Ивановной Костриковой.

– Какие перспективы открываются перед коллективом после фестиваля?

– «Студенческий меридиан» рассказывал о наших успешных выступлениях и на других фестивалях – например, в Италии, Ирландии. Но мы не обольщаемся победами. Коллектив существует девять лет, и я смотрю не на первые места, а наблюдаю, как хор развивается. Думаю, пора соревноваться с профессионалами. Например, звучание канона «Покаяние» в нашем исполнении можно сравнить с работами Московского государственного камерного хора под управлением В. Минина. Недаром мы получили приз «За вокальную хоровую культуру». Единственный минус – не хватает мужских голосов. Это беда для любого смешанного хора.

Перспективы у нас реальные и конкретные. В Братиславе ко мне подошел руководитель польского хора. Он два года прожил в Испании, собирая местный музыкальный фольклор. Этот дирижер сочинил сборник произведений «12 испанских колядок». Он попросил наш хор стать первым исполнителем его произведений. Сотрудничество уже началось.

Сейчас вся страна готовится к 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Наш хор делает отдельную программу.

– Одному из коллективов на фестивале дали приз «За драматургию». Они много двигались, и это не мешало им сосредоточиться на хоровом пении. Было ли в этом что-то новое для вас?

– Нет. Это идет от американской культуры. Уж не знаю – «неокультуры», «субкультуры» или «бескультуры»... Пытаются привнести легкое восприятие музыки, но теряют саму суть хорового искусства.

– Один из хоров использовал во время выступления кастаньеты и барабаны.

– Это рассчитано на эффект. Понимаете, казнь человека – тоже спектакль. Показанные приемы – не хоровые элементы.

– Организаторы фестиваля ставили перед вами обязательные задачи?

– Написано было: конкурс. Для нас конкурс в классическом понимании – это соревнование.

– А выбор произведений?

– Обязательно – классика, музыка определенного века. Все это, безусловно, было оговорено. И, конечно, то, что показали упомянутые вами коллективы, – немножко самодеятельность. Это нежелательно в хоровых конкурсах. Для нас подобное – за пределами установленного. Но сейчас везде такое случается. Мы были в Ирландии. К сожалению, там все тоже «дергаются», увеселяют народ, чтобы тот не заскучал.

Приверженцы модного движения в музыке хотят показать, что хоровое искусство видоизменяется. Европа и Америка пляшут, машут головами, аэробикой занимаются. Мы же не изменяем нашей классической школе хорового пения, сохраняем стиль и традиции русской хоровой школы. После нашего выступления в Братиславе на фестивале многие люди подходили, говорили, что они в восторге.

– Студенты из вашего коллектива – очень культурные ребята. Интересуются историей, играют на гитарах, разбираются в компьютерах, знают иностранные языки...

– В Москве они постоянно бывают на классических концертах. Во время фестиваля по своей инициативе съездили из Братиславы на несколько часов в Вену, чтобы походить, погулять, «подышать» атмосферой столицы классической музыки. Они заметили, что везде висят афиши: концерт из произведений Моцарта, Гайдна, Шуберта, Баха. На каждом перекрестке, во дворах, на улицах города молодые люди собираются группами и слушают классическую музыку!

Молю Бога, чтобы это пришло и к нам, чтобы наша молодежь во дворах не лакала пиво, не нюхала что-то там, а слушала классику. Вот за это – своими средствами – мы и боремся.

– Хотели бы вы дальше сотрудничать с фестивалем, и вообще – с подобными музыкальными хоровыми движениями?

– Мы с Татьяной Ивановной – подвижники русской хоровой школы. Хотим всему миру показать ее. Если пригласят и будут какие-то обязательные для нашего коллектива музыкальные мероприятия, – поедем. Хотелось бы выступить с хором в Америке. Не потому что мечтаю ее посмотреть. Хочется показать, какая у нас молодежь, о чем мы поем. Необходимо, чтобы юные музыканты общались.

В Братиславе ребята подружились с участниками из других коллективов. На дискотеку вместе сходили. Рассказали, о чем поют и почему у нас такой репертуар. А именно об этом их часто спрашивают. Когда мы гастролировали в Ирландии, к нам подходили русские, уехавшие из России, благодарили со слезами на глазах «за кусочек земли русской» в нашей музыке. Общение более чем оправдывает себя!

– У коллектива были самые эффектные костюмы на фестивале.

– Благодарить надо ректора РГСУ Василия Ивановича Жукова. Он нам помогает, вкладывает средства в культуру и творчество студентов. Поэтому нам шьют и костюмы. На гастролях в Италии мы обращали на себя особое внимание американцев. Стоило появиться в костюмах, как они тут же начинали щелкать фотоаппаратами. Цвет костюмов имеет свойство меняться: под светом прожекторов они смотрятся то фиолетовыми, то серебристыми, то синими.

Татьяна Ивановна:

– Хочу сказать о критериях оценки выступлений на зарубежных фестивалях и конкурсах. Как на конкурсах выставляют баллы? Раньше были очень строгие номинации: только смешанные хоры, детские и юношеские. Они между собой соревновались в каждой категории. Сейчас появились новые стандарты. Разрешается участие любых хоров – однородных, смешанных.

Я разговаривала с организатором конкурса в Праге, где мы вошли в «Золотой фонд Европы». Он рассказал, что критерии, по которым судьи оценивают выступление: интонация – насколько чисто и стройно поет хор, репертуар – обязательно высокого уровня, с произведениями a capella, с музыкой современного композитора. Нам повезло – у нас современный композитор – Константин Николаевич.

Далее среди критериев – художественный вкус, культурная основа произведения, эмоциональная отдача, исполнение и нюансы. Действительно, crescendo идет от души хора. На репетиции, конечно, все бывает. Но на концерте ребята как святые стоят. Глаза лучезарные. Когда Константин Николаевич дирижировал на фестивале в Братиславе «Русь», он так взмахнул, что у всех слезы появились на глазах.

– Есть ли кто-то в вашем хоре, кто пришел, не зная музыкальной грамоты, а сейчас поет наравне со всеми?

– Почти весь хор. Некоторые двух нот подряд не могли спеть. Успешные сегодня Михаил Моисеев, Алексей Косоплечев были вообще не поющими людьми.

– Что за волшебство?

– Скрупулезные занятия, труд, любовь к хоровому пению, к коллективу. Мы сохраняем такт. Есть такт в музыке. В отношениях с людьми тоже должен быть такт. Понемножку, по маленькому тактику мы из них вытаскивали по одной ноте. Миша вообще не мог раньше спеть партию. За несколько лет занятий в хоре появилась отдача. А когда есть отдача с обеих сторон, можно горы свернуть!

Константин Николаевич всегда говорит: мы берем всех подряд, никого не отбираем. Но только если человек сам хочет петь. Сразу предупреждаем: занятия – это адский труд. Будешь стараться – запоешь.

Константин Николаевич:

– Наши хористы – из разных социальных групп, иногда – из неблагополучных семей. Если студент приходит в наш хор, и он сам, и его семья, представьте, меняются, благодарят за то, что мы появились в их жизни и судьбе.

Важно работать с каждым хористом, относиться к каждому с достоинством и уважением. Всегда входим во все обстоятельства жизни, которые возникают у ребят помимо хора. Они это чувствуют, понимают, что мы всегда поможем. Учим их уважать друг друга.

– Студентам, наверное, надо отпрашиваться с занятий, а уже окончившим вуз хористам – с работы?

– Отпрашиваются и с работы. Мы занимаемся четыре раза в неделю. У Миши Моисеева, например, появился ребенок, но он все равно трижды в неделю приходит вечером на репетиции. Хоровой коллектив – это целая жизнь! У нас уже столько ребят переженились, у них родились дети. И они с детьми приходят на концерты.

– Сколько у вас сейчас хористов?

– Каждый год в сентябре проводим набор. Идет пополнение за счет первокурсников. Настоящую нагрузку выдерживают немногие. Из 60 человек остается 25–30. Это хорошо. Количество участников увеличивается с каждым годом. Хористы к нам приходят не только из РГСУ, но и со всей Москвы. В суете города они понимают, что им некуда «приткнуться», чувствуют, что надо реализовать себя духовно. Студент живет обычной молодежной жизнью, ходит на дискотеки. Но, если хоть раз музыка задела за душу, он все равно идет к нам. Даже если по каким-то причинам ушел из хора, возвращается, да еще и приводит с собой кого-то.

Ребята раньше обижались, видя, что мы и такого «блудного сына» любим. Я объясняю: «Нельзя все в жизни запрограммировать. И раз он вернулся, вы должны отдать ему должное, ведь провиниться – и вернуться, раскаяться нелегко».

– Какими качествами должен обладать студент, чтобы попасть в ваш коллектив?

– Желанием петь.

В Братиславу хор РГСУ сопровождала Александра РАКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива