Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 07, 2003

"Не теряйте ни часа..."

Он не любит шумных сборищ, редко выходит из дому. Он запросто может не пойти на очередную премьеру спектакля по его пьесе. Он занят, потому что он работает. Кажется, что он не расстается ни на минуту с ручками и многочисленными листочками.

Он записывает каждую фразу - вдруг она будет нужной сейчас? Нет? Тогда, значит, пригодится потом...

А потом получается: "Царская охота", "Варшавская мелодия", "Кнут", "Господин Друг", "Трезвенник" и совсем недавний роман "Юпитер"

Леонид Генрихович Зорин - писатель, автор семи томов прозы, пятнадцать фильмов сняты по его сценариям.

Лауреат многих премий, в том числе премии Аполлона Григорьева.

В четырехлетнем возрасте он начал писать стихи. В 1934 году выходит его первая книжка и статья о нем Максима Горького "Мальчик".

Его "Покровские ворота" заставляют смеяться и вздыхать не одно поколение.

 

- Леонид Генрихович, разговор очень хочется начать с "Покровских ворот". Недавно было как раз двадцать лет фильму, снятому по вашему сценарию Михаилом Козаковым. Очень часто, говоря о "Покровских воротах", называют именно его, забывая упомянуть имя сценариста. Как вы к этому относитесь?

- Такова традиция кинематографа. Сценарист не должен страдать излишним самомнением. Но я - сценарист в третью очередь, хотя выпустил в свет немало фильмов (сейчас тоже работаю над кинороманом). Я прежде всего драматург и прозаик. С Козаковым мы встретились в театре. Он репетировал в "Современнике" в моих "Декабристах" роль Николая I и отлично сыграл его. Потом он помогал Олегу Ефремову ставить во МХАТе "Медную бабушку". Что до "Покровских ворот", то они начинались с пьесы, которую Козаков успешно поставил в театре на Малой Бронной - спектакль шел десять сезонов. Козаков и предложил мне сделать версию для экрана. Положение "Покровских ворот" в ряду моих вещей - особое. Это автобиографическое произведение. Правда, тетки у Костика Ромина не было. Была хозяйка проходной комнаты, в которой он провел свою юность. Но все остальные герои - не сочиненные персонажи, и они впрямь жили в этом муравейнике. Наше сотрудничество с Козаковым должно продлиться - он хочет сделать по "Медной бабушке" телефильм.

- Главный герой "Покровских ворот" Костя Ромин - ваш прототип. А вот в других произведениях они имеются?

- Вначале Ромин был просто моим "псевдонимом", а впоследствии, переходя из одной вещи в другую (таких уже семь), он из реального человека стал литературным героем. Тут он и начал жить своей жизнью. Что-то общее в наших натурах осталось, но судьбы во многом сложились по-разному.

- В повести "Господин Друг" Константин Ромин умирает. Вы просто устали от этого персонажа? И каково убивать своих литературных героев?

- Я "убил" Ромина еще в "Тени Слова", но вновь вернулся к нему в "Господине Друге", а затем к его молодости в четырех рассказах, опубликованных в мартовской книжке "Нового мира" за этот год. Видно, привык, без него уже никуда. Умертвить его было мне нелегко - все равно что себя. Ничего удивительного. Рядом с ним прошла длинная жизнь.

- В десять лет вы были приняты Горьким и вас называли вундеркиндом. Как вы справились с приступом звездной болезни?

- Я был нормальным мальчиком, несмотря на то, что в девять с половиной лет от роду выпустил в свет книжку стихов. Вскоре я увлекся футболом и лет до семнадцати занимался им много - дошел до клубной молодежной команды. Нет, звездой я себя не чувствовал.

- Ваш последний роман "Юпитер" посвящен отношениям власти и творца...

- Те из нас, кто формировался при Сталине, жил при нем, работал при нем, всегда будут мысленно возвращаться к тайне этой страшной души. Как мог человек, которого Троцкий однажды назвал "величайшей посредственностью", стать носителем абсолютной власти? Почему выдающиеся люди искусства, которым он изувечил жизнь, отрицали такое сокрушительное воздействие этого черного повелителя? Один лишь страх владел их сердцами или была еще завороженность силой? Очень хотелось все это осмыслить. И - по мере сил - разобраться. Тем более что в нашем обществе есть - увы! - усталость от права на выбор и желание снова шагать в строю.

- Количество ваших произведений поражает. Когда вы обычно пишете, в какое время суток?

- Я работаю утром и днем. Но случается, и, к несчастью, часто, что ночью я плохо и мало сплю - тогда записываю пришедшие мысли. Естественно, от такого режима иной раз себя ощущаешь вымотанным. Но на второй, на третий день отдыха становится скучно, тянет к столу.

- Мешает ли творчеству общительность?

В юности надо встречаться с людьми возможно чаще, чтобы узнать их, понять, накопить впечатления. В старости уже не до встреч, нужно работать с полной отдачей, иначе не успеешь исполнить то, что задумал - времени мало.

- Ваше отношение к современной жизни. Что вам нравится и не нравится в ней?

- В прежней жизни мне не нравилось все, кроме приверженности людей к книге, обмену мыслями, работе духа - это была форма протеста против казенной бездарной действительности. В нынешней жизни мне нравится многое - ее энергия, динамизм, спрос на инициативных людей, освобождение от психологии иждивенчества и зависимости - в первую очередь от государства. Не нравится пренебрежение книгой (всякая макулатура не в счет), всевластие глупого телевизора, на котором сегодня и ежедневно дебилы - отечественные и зарубежные - занимаются кровопусканием. Не нравится то, что так много людей не могут найти свое место в реальности.

- Ваши мысли афористичны. Наверное, это связано с тем, что вы в юности достигли больших успехов в занятиях шахматами и сочиняли стихи. Два искусства объединяют - точность и острота мысли...

- Мысль тогда воздействует, когда ты находишь ей точную форму - наиболее емкую и выразительную. Самое мудрое соображение можно утопить в потоке бесцветных стандартных слов.

- Возвращаюсь к "Покровским воротам". Как вы думаете, почему в наши дни невозможно написание такого произведения?

- "Покровские ворота" - ностальгическое произведение, воспоминание о юности. Тут необходима дистанция. Подождите, Ксения, пройдет двадцать лет, тридцать лет, и у вас возникнет желание сложить свою песню о нынешней - современной - Москве. И вы напишете, не сомневаюсь, свои "Покровские ворота".

- Что нужно молодым для успешной деятельности?

- Молодым литераторам нужно спросить себя: готовы они каждое утро садиться за стол и день за днем вести уединенную жизнь в обществе пера и бумаги (или компьютера - это их дело)? Способны от многого отказаться, чтобы осуществить свой замысел, поставить сочиненный мир (виртуальный, как теперь выражаются) выше реальности? Да или нет? И жить таким манером не год, не два и не три, а всю свою жизнь, весь отпущенный Богом срок? Хватит у них силы и воли для этого каторжного труда? Если хватит, то флаг в руки и - к делу! Вы молоды, вы полны энергии, вот перед вами стопка бумаги. Не теряйте ни часа, он на вес золота. Пишите "Человеческую комедию".

Беседу вела Ксения ЖУКОВ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива
Рассылки Subscribe.Ru
Студенческий меридиан -
журнал для честолюбцев

© При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна
Rambler's Top100 Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет СМИ новости TopCTO СМИ Газеты Журналы