Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 07, 2003

Танго - столетний обольститель

"Миражный мир", в котором за каждой оградой - "засада из гитары и кинжала", - писал о танго Хорхе Луис Борхес. В самом деле, каких только эпитетов ни приобрел этот танец за свою долгую жизнь - красота и изящество, элегантность и эротичность, сила и слабость, воспоминания прошлого и переживания настоящего. Танец - диалог между мужчиной и женщиной, вопрос и ответ. И совсем не случаен сегодняшний бум танго на дискотеках и танцполах.

Есть версия, что танго - мавританский танец, его танцевали испанские мавры еще в XV веке. После того, как Пиренейский полуостров покинули завоеватели, танго переняли цыгане, перенесшие его затем в Аргентину. Другие знатоки утверждают, что танго ведет свое начало от песни тамбо - ритмичных напевов негров Латинской Америке конца XVIII века. Еще более сенсационное суждение - танго выходец из Древнего Египта. На привезенной из Египта доске из гробницы какого-то фараона изображены жесты и позы, напоминающие нынешнего танго...

Как бы то ни было, но подлинную всенародную любовь танец получил в Аргентине и Уругвае.

Казнить нельзя, помиловать

На исходе XIX века в Южную Америку хлынул поток эмигрантов из Европы. Новоприбывшие оседали в трущобах на окраинах Буэнос-Айреса и Монтевидео. Там они смешивались с представителями аргентинского дна, включая прославленных compadritos - сутенеров и мелких преступников, героев местных легенд. Эти бедные предместья назывались аррабалями, и именно здесь произошло слияние нескольких музыкальных и танцевальных форм. Прибавьте к этому еще и страдания людей, прибывших в Аргентину на поиски счастья, тоску по покинутой родине, муки любви, радость надежд и горечь разочарований, все эти чувства выплеснулись в танго.

Первое время танго не выходило за пределы публичных домов в аррабалях, высшее общество относилось к нему с презрением. Ситуация резко изменилась, когда его увидели и услышали в Париже. Первый пик популярности начался с выступления французской звезды мюзик-холла Мистингет в 1910 году. Европейское общество не разделяло аргентинских предрассудков, и к началу Первой мировой войны увлечение новым танцем прокатилось по Европе. А после исполнения танго Рудольфом Валентино и Беатрис Домингес в 1921 году в фильме "Четыре всадника Апокалипсиса" эта забава завсегдатаев салонов стала приобретать характер эпидемии.

Против танго единым фронтом выступили французские епископы. Они указывали на недопустимые прижимания и излишний чувственный характер. Но парижане вынесли танго оправдательный приговор.

Короли столетнего обольстителя

Чтобы вознестись до уровня национального символа, танго нуждалось в человеке, который соединил бы в себе черты героя и мученика. В 20-е годы такой человек появился. Его звали Карлос Гардель. Француз, уроженец Тулузы, в двухлетнем возрасте был увезен матерью в Аргентину. Гардель с 12 лет пел и танцевал танго в ресторанах, а к 19 годам стал "королем аргентинского танго". Ему принадлежит множество хитов, в том числе "Por una cabeza", "Volver". Он снимался в кино, лучшие залы Европы и Америки ему рукоплескали.

Головокружительная карьера Гарделя стала воплощением тайных чаяний аргентинской бедноты, уповавшей на благосклонность фортуны, а трагическая гибель певца в 1935 году в автокатастрофе лишь ускорила канонизацию его образа. Радикальным новшеством Гарделя было то, что он способствовал распространению жанра tango cansion - баллады в эстрадном стиле, исключительно для слушания.

Благодаря Гарделю танго стало культовым танцем. В Аргентине по сей день нет композитора, который не отдал бы дань этому жанру. Композитор же, посвятивший танго свое творчество, запросто становился популярным и богатым человеком.

Именно так и произошло в жизни Ежи Петербургского, автора "Донны Клары" и "Той остатней недзели" ("Утомленное солнцем"). Оказавшись в послевоенные годы в Аргентине, музыкант сочинил более сотни замечательных вариаций. Чужой среди чужих, он стал кумиром аргентинской публики. И слава его уступала лишь славе самого Гарделя.

За всю более чем столетнюю историю трудно найти человека, который сделал бы для танго больше, чем Астор Пьяццола. Он дал танцу новый облик, отвечающий вкусам поклонников, оценивших возбуждающее действие музыки. Эротичность, которая на заре танго была скандальной, теперь стала экзотической и заманчивой.

Пьяццола родился в 1921 году в аргентинском городе Мар-дель-Плата. Вскоре семья в поисках лучшей доли перебралась в Нью-Йорк. Там мальчик и начал осваивать бандонеон - разновидность гармони, завезенной из Германии. В Аргентину семья вернулась в 1937 году.

Прекрасное владение инструментом позволило ему попасть в один из наиболее известных в стране коллективов - оркестр Троило. Но в душе юный Астор вынашивал совсем другую музыку. Дважды в неделю, отыграв целую ночь с опытными, но необразованными музыкантами, он отправлялся через весь город на лекцию по композиции Альберто Хинастеры. Прошло совсем немного времени, и Пьяццола взялся за аранжировку музыки для оркестра Троило.

Однажды вечером на сцене футбольного клуба "Бока Хуниорс", где проходил танцевальный фестиваль, оркестр заиграл классическую "Inspiration" в аранжировке молодого Пьяццолы. Произошла странная вещь: танцующие неожиданно перестали танцевать и подошли поближе к сцене, чтобы послушать необычную музыку.

Этот вечер стал предвестником грядущих событий: молодой бандеонист создал нечто большее чем просто танцевальную мелодию. Не отдавая себе в этом отчета, Пьяццола положил начало тому, что сам же назвал впоследствии "великим преобразованием танго". Ему он посвятил пятьдесят лет жизни. Танго обогатилось классической полифонией, джазовыми гармониями и, в конце концов, вырвалось из танцзалов на волю, превратившись в серьезную музыку - в так называемое nuevo tango.

В XX веке это была одна из самых дерзких попыток по-новому осмыслить популярную музыкальную традицию, недаром ее сравнивают с гершвиновским преобразованием джаза. Пьяццола сумел вычленить суть танго, сублимировать его агрессивность, сохранив мучительный эротизм, и создал новый жанр высокой музыки, заслуживший повсеместное признание. А уж в Аргентине, как говорил сам композитор, "можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго - неприкосновенно!"

Пьяццола одержал несомненную победу. В этом ему помогли и достоинства его музыки, и сила характера. В последние годы он со своим квинтетом разъезжал по миру, имел больше заказов, чем мог выполнить, и пользовался огромным уважением у многих музыкантов, порой абсолютно несхожих - от Мстислава Ростроповича до Джерри Маллигана. После смерти музыкальная репутация Пьяццолы стала еще прочнее. Благодаря записям его произведений в исполнении Йо-Йо Ма, Гидона Кремера, Дэниела Баренбойма, Эммануэля Акса, Аль ди Меолы и прочих знаменитостей творчество композитора вошло в моду, а его имя превратилось в объект восторженного почитания.

Российский бум

В Российской империи увлечение танго в 20 - 40-е годы также приняло характер эпидемии. Слово "танго" стало ведущим в мире моды: появились модели дамской одежды в стиле танго. Мужчин мода обязывала посещать театры и концерты в пиджаках модели "танго". Невский проспект, Тверская, Крещатик и Дерибасовская пахли духами "Танго"; в киевском кафе "Семадени" подавали пирожные "Танго"; в газетах появились объявления об уроках танго. Журнал "Варьете и цирк" писал: "Скоро танго будут танцевать в кухнях и передних!"

Мировую известность приобрели "Черные глаза", "Брызги шампанского", "Куст сирени", "Цыган", "Та остатняя недзеля". Из Польши разнеслись по всей Европе танго Ежи Петербургского, Фани Квятковской, Алберта Гарриса, Генриха Варса. Над Балтией витали танго Оскара Строка, Марка Марьяновского, Леонида Заходника; из Германии разлетались танго Остина Эггена и Франца Гроте; итальянские танго Чезаре Биксио и Тино Росси не оставляли равнодушными самых суровых критиков жанра. Петр Лещенко и Алла Баянова дарили любителям страстные, выразительные танго, не забытые и в наши годы. И по всем странам мира разъезжал изысканный и аристократичный Александр Вертинский, в репертуаре которого сияли: "Магнолия", "Палестинское танго", "Чужие города".

Танго звучали в кинофильмах "Петер" и "Маленькая мама", "Веселые ребята", "Три товарища", "Цирк". Оно входило в репертуар ведущих эстрадных певцов страны - Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина, Георгия Виноградова.

В чем причина этого неувядающего успеха? Танго больше чем просто танец. В музыке танго вы услышите все, недаром она такая разная: страстная или холодная, жесткая или нежная, искренняя или фальшивая, наполненная тоской и страданием или всплесками радости и веселья. Кроме того, танго - своеобразный стиль жизни и мироощущения. Мир, полный тайн и загадок, переживаний и историй, в нем можно найти всю палитру чувств и отношений между людьми... Ни один мускул не дрогнет на опытном и искушенном лице танцора, целомудренно прикасается туго затянутая в перчатку рука, и только взор мечущих молнии глаз устремлен друг на друга...

И даже сегодня, при засилье попсовых ритмов и мелодий, далеких от музыкальности и мелодичности, танго все так же выразителен, изыскан и эмоционально возвышен. Именно в этом секрет его необыкновенной популярности.

Мария МИЛЮТИНА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива