Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 07, 2003

Кремль музыкальный

IV Международный фестиваль "Кремль музыкальный" - детище юбиляра 2003 года Николая Петрова - снова собрал в Оружейной палате великолепное созвездие мастеров и совсем молодых музыкантов. Блестящие произведения великих композиторов, яркая игра исполнителей в сверкающем обрамлении музейных сокровищ - все это создавало чарующее впечатление.

Только на неделю Оружейная палата пополнила свое уникальное собрание бесценными экспонатами - звуками. Старинное оружие и доспехи, царские одежды, золотая и серебряная посуда, украшения,ткани и шитье, церковная утварь, древнерусские книги и миниатюры, парадные экипажи, государственные регалии пребывали в удивительно гармоничном соседстве с музыкой И.С. Баха, Й. Гайдна, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича, К. Сен-Санса, Ф. Листа, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, М. Клементи, Д. Скарлатти, К.М. Вебера, К.Д. фон Диттерсфорда, Ж. Триклира.

Красота музейных интерьеров в сочетании с камерностью и даже некоей эксклюзивностью происходящего в них действа создавали неповторимую атмосферу фестиваля, которая вдохновляла именитых музыкантов, а их юным коллегам позволяла почувствовать себя причастными к вечности и высокому искусству.

- Как и прежде, мы открываем новые имена. По традиции рядом выступают признанные мастера и одаренная молодежь. Малые формы соседствуют с большими полотнами, - говорит о фестивале его художественный руководитель народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, президент Академии российского искусства, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, президент Международного благотворительного фонда, профессор Московской государственной консерватории Николай Арнольдович Петров.

Один из участников нынешнего фестиваля, солист Московской государственной филармонии, лауреат международных конкурсов Александр Гиндин в Кремле в третий раз. Впервые на фестивале он выступал как стипендиат Фонда Николая Петрова. Сегодня известный пианист Александр Гиндин играет в дуэте с создателем "Кремля музыкального".

- Я очень рад, что такой фестиваль существует. Классическая музыка в стенах Кремля - это удивительно и очень символично, - считает Александр. - Роль Николая Арнольдовича в этом деле огромна, и не только, как вдохновителя фестиваля, но и как главного его исполнителя. Он человек невероятных творческих сил.

- Каково это - играть с Петровым?

- Николай Арнольдович - замечательный ансамблист. Когда играешь с ним, создается впечатление, что ты на сцене один, а это - высший пилотаж выступления в ансамбле. Играть с Николаем Арнольдовичем естественно и свободно. И атмосфера на репетициях очень простая, душевная. А когда легко общаться - и работается очень легко.

Состав участников фестиваля с каждым годом расширяется. IV "Кремль музыкальный" подарил публике выступления Николая Петрова, Александра Гиндина, Тамерлана Курбанова, Академического камерного оркестра "Musica Viva" под управлением народного артиста России Александра Рудина, заслуженного артиста России Альберта Рацбаума, солиста Московской государственной академической филармонии Дмитрия Когана, Государственного струнного квартета имени М.И. Глинки, Камерного хора Московской государственной консерватории (художественный руководитель и дирижер народный артист России Борис Тевлин), французского гостя пианиста Марка Лафоре, стипендиатов Фонда Николая Петрова и Регионального благотворительного фонда "Наша культура".

Начинающим исполнителям фестиваль уделяет особое внимание, поэтому Оружейная палата была отдана в их распоряжение на два дня.

- У Тамерлана Богом данный талант, - говорит Николай Петров о выпускнике Казанской консерватории Курбанове, ярком тридцатилетнем пианисте, впервые выступающем в Кремле. - Он начал заниматься музыкой самостоятельно в шестнадцать лет! Это, вероятно, какое-то Божье озарение. У него ведь, как, например, у Жени Кисина, не было Анны Кантор. Тамерлана можно назвать самородком. Сейчас даже не помню, когда мне прислали две его кассеты. А тут как-то поставил, послушал - думаю: "Елки-палки, играет парень! И как играет!"

- О Тамерлане можно говорить как о сложившемся музыканте?

- С одной стороны, - да. Но писатель или поэт, пишущий в стол, - это нечто другое, чем творческий человек, которой работает для своего слушателя. У Тамерлана очень богатый репертуар при полном отсутствии сбыта. Я ни в коем случае не хочу обидеть провинцию, но все-таки не может такой музыкант быть концертмейстером в астраханском училище. Тамерлану уже тридцать второй год, так что конкурсы для него почти кончились. Сейчас хочу, чтобы он съездил в Киев на конкурс Горовица. Если хватит сил, буду делать ему промоушн. Попробую показать его новой ассоциации директоров филармоний Урала и Сибири.

- Кого из начинающих музыкантов - участников фестиваля вы еще выделяете?

- Мою студентку Катюшу Адамову. На XIII Международном конкурсе молодых исполнителей в Риме в прошлом году она получила Гран-при. Мне недавно позвонили из нового фонда и предложили порекомендовать двух человек, которым они будут платить по двести долларов в месяц. Я назвал Катюшу, она живет в очень небогатой семье, и Тамерлана - для него это вообще манна небесная. Всего стипендиатов более сорока. И не только пианисты, есть скрипачи, кларнетист, аккордеонист, церковный хор, уникальная детская балетная школа И.А. Моисеева. Мы поддерживаем их в силу наших очень скромных возможностей. И конечно, считаем своим долгом помогать пожилым, немощным музыкантам, профессуре, которая абсолютно забыта, брошена.

- Как профессор Консерватории, что хотите увидеть в своих учениках?

- Мне бы хотелось, чтобы произошло чудо и мы вернулись лет на тридцать-сорок назад и занимались с талантливыми людьми так же, как наши гениальные, но, к сожалению, уже почившие учителя. Чтобы молодым не давали ремесло, а учили "на музыканта". Сейчас это реликтовое понятие. Уже нет, к сожалению, пиршества звуковых нюансов. Многие не понимают, почему рояль в один момент звучит так, а в другой - совершенно по-иному.

Рояль сам по себе - железно-деревянная конструкция: клавиши, масса рычажков, узелков, капсул, штифтов, замша, металлические струны... И вот молоточек ударят по этим струнам, и раздается звук. Какая разница, каким местом по клавише ударить? А разница есть! Один и тот же инструмент может звучать очень красиво и омерзительно. Я ни в коей мере себя не выпячиваю, но бывает так, что на каком-то концерте мне говорят: "До вас рояль не звучал..." А меня так учили.

- Можно говорить о душе инструмента?

- Бывают рояли просто божественные. Я помню, как первый раз сел за итальянский "Фоциоли" - просто не поверил, что такое может быть: инструмент сам поет. А рояли "Стенвей" - очень трудные, иной раз приходится сражаться с ними. Есть очень доступные рояли. Такие... знаете, как говорят, девушка простая, как трехрублевка. Незатейливые. Как ни старайся, а звук - плоский, неинтересный. А бывают рояли с секретом, с изюминкой, к которым нужно найти свой особый подход.

Петров-пианист - явление всеобъемлющее, Петров - организатор и общественный деятель - уникальное, Петров-профессор - совершенно особая ипостась, но о ней чуть позже. Этот год открыл Николая Петрова дважды юбиляра: 60-летие пианиста и 40-летие его творческой деятельности пришлись аккурат на финал фестиваля "Кремль музыкальный". И "вечный праздник музыки" переместился из-под сводов старинной крепости в любимый Николаем Арнольдовичем Большой зал Консерватории, на сцену которого, к слову, Петров впервые вышел семилетним учеником Центральной музыкальной школы.

Каких только эпитетов в свой адрес Николай Петров не слышал за четыре десятилетия: "русский пианист-богатырь", "акробат клавиатуры", "гигант среди пианистов", "самый выдающийся исполнитель своего поколения", каких определений не удостаивалась его игра у музыкальных критиков! Юбилейный вечер, как водится, пополнил собрание дифирамбов.

- Когда мы пробирались сюда, у меня все время спрашивали, нет ли лишнего билетика, - признался Михаил Швыдкой. - Какое счастье, что бывают вечера, когда даже министр культуры не может помочь с билетами. Это высшее признание для музыканта, которое дороже любых наград и отличий.

Ректор Московской консерватории Александр Соколов сказал о Николае Арнольдовиче:

- Уникален он тем, что всегда говорит то, что думает: и за роялем, и когда действительно говорит.

А Святослав Бэлза предварил исполнение Третьего концерта С.В. Рахманинова для фортепиано с оркестром с неизменной изысканностью:

- Как-то Сергей Рахманинов, великий юбиляр этого года, сказал, что величие Рубинштейна - не в пустой скорлупе приобретенной техники. Это же можно говорить и о Николае Петрове. Потому что техника - лишь подножие высокого искусства. Когда один американский журналист спросил Рахманинова: "Что такое музыка?", тот ответил стихами в прозе: "Что такое музыка? Это тихая лунная ночь. Это шорох живых листьев. Это отдаленный вечерний звон. Это то, что идет от сердца и идет к сердцу. Это любовь. Музыка сестра поэзии, а мать ее грусть". Я считаю, что это не только эпиграф к творчеству Рахманинова, это эпиграф ко всей русской классике.

Третий концерт С.В. Рахманинова, который преподнесли публике юбиляр и Государственный академический симфонический оркестр России во главе с Марком Горенштейном, - произведение невероятного величия и мощи, тончайшего лиризма и неистового накала.

- Ощущения фантастические - мы не сидели в креслах: мы зависли в воздухе, переживая за каждую ноту, - делится Катя Адамова, одна из "трех с половиной" студентов Петрова, так сам Николай Арнольдович определяет количество своих воспитанников. - Никто так не владеет звуком, никто так бережно не относится к нему. Ни одной резкой, грубой ноты.

- Мы знакомы с Петровым-пианистом, а каков Петров-учитель?

- Николай Арнольдович столь же уникальный наставник, сколь и музыкант. Мне выпало счастье заниматься у него, и за год я получила столько, сколько не получила бы за десять лет у другого педагога. Он передает нам традиции настоящей русской исполнительской школы. Наверное, единственный преподаватель, который уделяет такое огромное внимание владению звуком, владению педалью. Большинство же современных исполнителей гонится лишь за скоростью и громкостью. Николай Арнольдович очень ревностно относится к авторским указаниям, к тому, что написано в тексте.

- Занятиям со студентами маэстро уделяет один день в неделю. Хватает ли отведенного времени?

- Дай Бог за неделю успеть сделать все то, что разобрали на уроке. Николай Арнольдович человек очень ответственный, не выносит никакой халтуры, поэтому с его гастрольным графиком, с нечеловеческими нагрузками счастье, что он посвящает нам время. Музыкальные хитрости, секреты, тонкости исполнительского искусства - все это тебе дарит настоящий Мастер. Он человек удивительного душевного благородства. Помогает молодым музыкантам с устроением концертной и гастрольной деятельности. Мне, например, посчастливилось выступать с оркестром Министерства обороны в Большом зале Консерватории с Первым концертом П.И. Чайковского. А еще Николай Арнольдович часто просит, чтобы я переворачивала страницы произведений. И мне, конечно, приходится следить за текстом, но самое главное - я вижу руки великого музыканта.

- Это редкой души человек, - вторит Кате другой студент Петрова - Панаётис Трохополус. Почти три года назад на своем мастер-классе в Греции Николай Арнольдович заметил семнадцатилетнего пианиста и пригласил в Москву в свой класс. - Как музыкант он великолепен, как учитель - неподражаем. Трудно представить, что исполнитель такого уровня будет уделять столько внимания студентам. Некоторые профессора неделями не появляются на занятиях, а Николай Арнольдович обязательный день в неделю оставляет для нас. Он очень душевный человек. Мой второй отец, я бы сказал. Второго такого музыканта, учителя и человека не найти.

P.S. "Ст.М" желает потрясающему пианисту неуемной энергии и новых проектов, которые пополнят его и без того необъятный репертуар, а его блистательным кремлевским салонам - находить и зажигать новые музыкальные звезды.

Анастасия БЕЛЯКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива