Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 04, 2003

Марина Александрова: "Не хочу мелькать..."

На ее неофициальном сайте скупые мужские признания в любви и девичьи восторги, комплименты и попытки критики: "Сударыня, вы невыносимо прекрасны. Бедняга Кокорин был прав, хотя и фиглярствовал", "Внешность прекрасна, талант есть, а опыт придет со временем". Роль трепетной любви Эраста Фандорина Лизаньки - с гулькин нос, несколько минут в начале и несколько минут в конце фильма. А Марину Александрову она сразу прославила. Как из рога изобилия посыпались не только народные излияния, но и предложения сниматься в кино. Сейчас 19-летняя студентка Щукинского училища одна из самых востребованных молодых актрис. Москва, Петербург, Париж - везде зовут. Но героиня нашумевшего телесериала с выбором не спешит. Потому как в свои неполные двадцать уже точно знает, что ей надо от жизни.

- Марина, насколько мне известно, ты не из театральной семьи. Тяжело пробиваться, не имея за спиной родительской поддержки?

- Легче самостоятельно добиваться намеченной цели. Потому что чувствуешь внутренний стержень: все, чего достигаешь, достигаешь сама, без посторонней помощи. Никто за тебя ничего не решает, ты свободна в выборе. А значит, успехом ты обязана только себе, и осознание этого греет душу и дает новый стимул для дальнейшей работы. Хотя в какой-то степени, согласна, самой пробиваться к вершинам - тяжело. Тебя не знают, для всех ты неизвестная серая ворона, каких вокруг масса. Пусть тебе никто не помогает, но одно то, что ты можешь сказать - "Я Александра Захарова", раскрывает многие двери.

- Пойти в театральное училище - самостоятельное решение?

- Конечно. Я занималась в театральной студии при ГТРК "Пятый канал" в Петербурге. Наш худрук, выпускник Щуки, рассказывал так много интересных историй об альма-матер, что мне никуда больше и не мечталось пойти, как в Щукинское училище. И все же перед самым выпуском из школы я серьезно задумалась: чем бы могла заниматься всю жизнь? И поняла, что считать, перекладывать бумажки с места на место или быть гидом - не мое. Единственное, к чему меня тянет - сцена. Решила попробовать поступить в театральное, рванула в Москву и поступила.

- Как родители отнеслись к твоему выбору?

- Папа отпускать меня не хотел, приводил аргумент, против которого не очень-то возразишь: "Получи сначала нормальную профессию, а потом иди куда хочешь". Я год ходила на подготовительные курсы при факультете менеджмента по туризму... Но я сделала по-своему и пожертвовала "нормальной" профессией ради другой, куда более приятной для меня.

- То есть тебе уже с самого начала пришлось проявить упорство и независимость?

- В какой-то мере да. Просто надо было убедить родителей, и я это сделала достаточно умело. А потом, когда я поступила, им ничего не оставалось, как смириться. Но главным было, конечно, мое внутреннее желание, мое "хочу" и "могу", отсюда уверенность в своих силах и упорство.

- Какие качества, кроме названных, нужны, чтобы достичь поставленной цели?

- Не знаю, каждый настолько индивидуален, нельзя дать конкретных советов. Актеру нужна изюминка. Вообще в актерской профессии многое зависит не столько от качеств и способностей, сколько от удачи: оказаться в нужное время, в нужном месте с нужными людьми. Вот если эти три составляющие совпадут - считай, тебе повезло.

- Так ведь удача от тебя не зависит, а вот без актерских качеств, наверное, действительно не обойтись...

- Ну смешно же, если я буду говорить, что надо много работать над собой, над ролями - трудиться, как пчелка. Это и так все знают. Еще Станиславский говорил, что девяносто процентов успеха на сцене - труд и только десять - удача, случай. Хотя мне, если честно, кажется, что от удачи в нашей профессии зависит гораздо большее. Ты можешь быть талантливым и красивым и при этом не получить ни одного приглашения в кино.

- Трудно поверить, что в актерской профессии можно добиться чего-то самой...

- Можно. Но уверена, моя работа, мои творческие мучения и ежедневные репетиции никому не нужны, если режиссер видит в данной роли не меня, а совершенно другую актрису. Ну что сделаешь: он бы и рад, да типаж у тебя другой, темперамент не тот... Чтобы твое желание исполнилось, должно быть совпадение интересов - твоего, режиссера и партнеров по сцене. В театре и кино очень многое зависит от окружающих тебя людей.

- Значит, фортуна решает за тебя, попадешь ли на киноэкраны, станешь ли известной или нет?

- Мне повезло. Никогда не ставила себе цель непременно сниматься в кино и мелькать на телевидении. Я хотела играть на сцене, потому и поступала не во ВГИК, а в Щуку. То, что я попала на съемочную площадку - воля случая. Карты легли так, что я стала киноактрисой. На роль дочери Столыпина в "Империи под ударом" претендовала моя подруга, захватила меня с собой на кастинг. И так получилось, что мне тоже предложили пройти пробы. В результате меня утвердили, а ее нет.

- Так всегда и бывает.

- Не всегда. Александру Адабашьяну на роль Лизаньки в "Азазели" меня рекомендовало три человека: мой педагог по актерскому мастерству, актер, пробовавшийся на роль Фандорина и ассистент режиссера. Потом Адабашьян вызвал меня и спросил: "Вы читали Акунина?" Я жутко смутилась, потому что ни одного акунинского произведения в глаза не видела. Он отправил меня читать, но на роль все-таки утвердил.

- Твои однокурсники такие же везунчики, как и ты?

- Да, практически все. Больше половины актеров, играющих в "Кодексе чести" - ребята с моего курса. Сейчас снимается очень много телесериалов: масса предложений, так что студентам есть где "разгуляться". Щукинское училище пользуется особенным спросом: почему-то киногероев ищут в первую очередь среди щукинцев. Преподаватели лояльны к студенческим отлучкам "налево". Все понимают: если раньше на Мосфильме снималось порядка шестидесяти художественных фильмов в год, то сейчас максимум три. В основном идут съемки телесериалов. Так что попасть в кинокартину молодому актеру сейчас намного сложнее, чем раньше: сначала надо "засветиться" на телеэкранах.

- То есть надо пытаться лезть во все дыры?

- Нет, ни в коем случае. Нужно выбирать и не совершать ошибок. Надо уметь отказываться от однообразной мелочевки, которая кроме гонорара тебе ничего не даст. Иначе быстро выйдешь "в тираж".

- Во всех трех фильмах, в которых ты снималась, включая "Северное сияние", ты выступала в роли юных, нежных созданий. Не боишься, что уже сейчас твой образ и типаж активно эксплуатируют?

- Конечно, боюсь, поэтому стараюсь не хвататься за что ни попадя. После "Азазели" посыпалось столько предложений сниматься: и все на роли молоденьких подружек главных героев. Я для себя решила: так, хватит. Ты хочешь помелькать на экране, чтобы в лицо узнавали, или намерена достигнуть чего-то более существенного в жизни? Что важнее - деньги и тиражирование себя по всем телеканалам и как результат легкая слава, имя, сделанное не на чем, которые тут же и забываются? Или пусть одна-две, но яркие, запоминающиеся работы? Не хочу быть элементом массовой развлекаловки. Нужны серьезные роли, которые развивали бы меня в профессиональном плане, были моей новой, неожиданной ипостасью. Да и вообще нужны другие роли - совсем непохожие на те, что я играла в кино раньше. Иначе рискую застыть на одном месте.

- Такие роли предлагают?

- Да, сейчас проходят съемки фильма "Главные роли", который выйдет в марте на РТР. Там мне дали роль девчонки-сорванца, совершенной экстремалки, таксистки, которая возится с машинами, гоняет на мотоциклах. Для меня - девушки, далекой от жизни в стиле "Харли Дэвидсон", эта роль - терра инкогнита, которую надо познать. Другой характер, другое мышление, взгляд на жизнь - все непохожее на то, что я раньше создавала. Кстати, режиссер фильма Всеволод Плоткин изначально мне предложил роль, похожую на прошлые мои работы. На что я ответила честно: мне это неинтересно. Он подумал и сказал: "Хорошо, будем искать новое, только придется подстричься". Я согласилась пожертвовать длинными волосами ради необычного образа. В результате мы оба остались довольны работой. Конечно, в кино от себя не уйдешь: как ни крути, все равно нутро вылезет, но сделать шаг в сторону надо непременно.

- На съемках "Северного сияния" ты пробежала в заморозки 18 километров босиком. Как ты выдержала?

- Была середина октября. Моя героиня бежит в свадебном платье, без туфель по мерзлому асфальту. Делали несколько дублей, добивались натуральности. Меня потом отпаивали коньяком, растирали ноги спиртом. Но я не испытала никакого шока, это же моя профессия. Я понимаю: если на что-то соглашаюсь, значит, должна выполнить обещание в любой ситуации.

- По-моему тебе повезло еще в том, что удалось поработать вместе с такими мастерами кино, как Ульянов, Неелова, Збруев. Как складывались отношения со звездными партнерами?

- Замечательно. С их стороны не было ни снисходительности, ни прессинга. Со мной общались на равных и очень тактично. У каждого из знаменитых коллег я чему-то училась. "Азазель" снимал великий Павел Тимофеевич Лебешев, он учил меня менять разные ракурсы. А Марина Станиславовна Неелова... она просто гениальная актриса, на мой взгляд. Я ее очень люблю, в "Современнике" пересмотрела все спектакли с ее участием. Я репетировала в училище роль Вероники в "Вечно живых", а Неелова когда-то играла ее с Далем. Я спросила совета, и она возилась со мной целых два дня. Вообще мне очень везет на талантливых, умных, благородных людей, о встречах с которыми можно писать мемуары.

- Судя по тому, что Адабашьян пригласил во второй раз сниматься, с ним у вас отношения тоже сложились?

- Адабашьян вообще безумно интересный и эрудированный человек. Знает в совершенстве французский, итальянский, к тому же прекрасный рассказчик. Во время съемок "Азазели" он травил какие-то невероятные байки. Но главное, он не подавлял актеров своим режиссерским авторитетом. Помню, из-за съемок не успела как следует подготовиться по истории русского театра. Пожаловалась Александру Артемычу, что не знаю ничего про Любимова, и Адабашьян выдал мне на гора всю историю театра на Таганке: с чего все начиналось, как Таганка создавалась, как была популярна, как раскололась, как пришел туда Эфрос - все-все. Это были не съемки, а целая школа.

-- Съемки всегда сопровождаются закулисными историями. Было ли что-то подобное на "Азазеле"?

- Часть фильма снималась в Праге. Мы с Фандориным, точнее Ильей Носковым, пошли прогуляться по вечернему городу и заблудились. Долго искали дорогу домой, я нервничала: ночью мне предстояли съемки. В результате я опоздала на целых два часа. Представляешь, прихожу, а вся группа в полном составе ждет. Думала, убьют или в лучшем случае заставят платить неустойку. Собиралась уже просить прощения за свою несобранность, но мне неожиданно обрадовались: "Слава Богу, жива!"

- В "Азазели" и "Империи под ударом" у тебя очень маленькие роли. Не жалко, что пришлось играть эпизоды?

- Разве может быть обидно, когда у тебя талантливые партнеры, мастодонты кино и театра, когда тебя снимает оператор - живая легенда? Уже одно то, что меня допустили в круг профессионалов и просто замечательных людей - подарок судьбы. Я ведь не вправе пока требовать больших ролей. Да и потом, как известно, нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. Фаина Раневская появлялась в кадре всего на десять секунд, и это уже была целая история, она умела так играть в эпизодах, что зрители забывали о главных героинях. Конечно, Раневская - пример для меня.

- Ты узнаваемое лицо, но мне почему-то кажется, что ты очень скромный человек...

- Я еще не сделала в жизни ничего такого, чем можно было бы восхищаться и гордиться. В моей жизни еще не произошло подъема. А даже если он и будет, то все равно ведь остаешься обычным человеком. Чувствуешь так же, как и другие, ходишь со всеми под одним небом... Какая звездность? Откуда? От того, что появляешься на экранах чаще остальных?

- Есть ли у тебя секреты саморазвития?

- Никаких секретов. Я просто ценю людей, с которыми сводит судьба, и общение с ними. Может, от того, что тянусь к талантливым и духовно красивым, и они ко мне тянутся. Помогают совершенствоваться.

- Профессия артистки такова, что надо вертеться в обществе. Ты ходишь на вечеринки и журфиксы?

- Я не тусовочный человек, не люблю шумные скопления, официоз, помпезность. Вместо тусовки лучше пойду на спектакль.

- Мне кажется, ты боишься популярности.

- Не хочу, чтобы она мне помешала развиваться и достигать вершин в профессии. Популярность надо заслужить. Помнишь, как у Пастернака: "Обидно ничего не знача, быть притчей на устах у всех"... Важно, чтобы всегда оставалось желание подниматься дальше в гору.

- Как сделать себя?

- Работать над собой. Но я не выстраиваю свою жизнь. Я просто живу тем, что читаю книги: Бродского, Коэльо, Даля... Встречаюсь с друзьями, собираю альбомы и книги по живописи. Особенно увлекаюсь импрессионистами, много о них знаю. Есть время - иду в Пушкинский музей, а поездки в родной Питер не обходятся без посещения Эрмитажа и Русского музея. Иногда слушаю симфоническую музыку, смотрю канал "Культура". Там очень много любопытных и познавательных передач - о сокровищах Третьяковки, о Пушкине. Есть фильмы, которых нигде больше не достанешь и не увидишь. Хотя и современные молодежные сериалы мне не чужды.

- Кто в тебя все это вложил? Школа, мама, папа?

- И родители, и город. Я жила в Петербурге, а это колыбель культуры. Там все пропитано историей, атмосфера некой аристократичности, избранности. Я впитала ее в себя.

Беседовала Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива