![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
||||||||||||
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 05, 2009Станкин: высокий рейтингВозможно, не все знают, что веселый праздник «Фестос», где ежегодно меряются талантами российские студенты, родился в МГТУ «Станкин». Казалось бы, серьезный ВУЗ: станки, авиация, машиностроение. Инженеры, программисты, технологи, метрологи. А тут – фонтан идей, песни-танцы, турпоходы и прочая романтика. Как это совмещается?
Совмещается, и очень успешно. Станкин – университет с традициями. В следующем году отметит 90-летие. Именно в 30-е годы прошлого века стране отчаянно понадобились квалифицированные кадры станко-инструментальной промышленности. Тогда и возник вуз. Потребность в станкиновцах жива и поныне. Недаром университет занял третье место в России по успешному трудоустройству выпускников. Как это удалось? И вообще – чем жив университет? Это мы и решили узнать, придя в Станкин, – попросту, в гости. Живая связьЕлена Чекалова – не только преподаватель МГТУ «Станкин», она руководит здесь специальным центром. Полное его название: «Центр по трудоустройству выпускников и адаптации их к рынку труда». Все – очень актуально в нынешнее непростое время, когда с работой легче расстаться, чем ее получить. Заботу о выпускниках вуз проявлял всегда. Еще лет восемь назад здесь начали практиковать живую связь с дружескими предприятиями. Представители НПО имени И.И. Румянцева, ОАО «РСК «МиГ», ФГУП «ММПП Салют» приходили на госэкзамены и отбирали толковых ребят. А года три назад вышел правительственный документ, обязавший вузы вести эту работу целенаправленно. Так и возник в Станкине упомянутый центр. К счастью, репутация университета – по-прежнему на высоте. – Конечно, мы не проектируем машины, самолеты, вертолеты, – рассказывает Елена Анатольевна. – Но мы готовим технологов,метрологов, станочников, информационщиков, экономистов, без которых сделать самолеты и автомобили просто невозможно. Лучшие из них – штучные специалисты. Поэтому наших выпускников всегда ждут на предприятиях. – Часть активных студентов устраивается самостоятельно, – уточняет моя собеседница. – Им не нужна дополнительная помощь. Они и работают, и экзамены вовремя сдают. Заходят на сайт нашего университета в раздел «трудоустройство», выбирают себе предприятие. Звонят: «Мы из Станкина. Возьмете?». А нам сообщают: «Мы идем в такую-то фирму». Другим нужна поддержка. На старших курсах студенты приходят в наш центр. Рекомендуем им предприятия, с которыми сотрудничаем, – у нас много заявок на специалистов. Центр предлагает несколько фирм – на выбор. Ребята смотрят, где им интересней, где они смогут себя проявить. Связываемся с предприятием. Там говорят: «Да, мы согласны за них платить и потом возьмем на работу». Станкин заключает договор, и ребята спокойно работают, а вечерами учатся. Вуз подбирает им индивидуальную программу. Если возникают проблемы, договариваемся о пересдаче зачета, экзамена. Все-таки работа и учеба – двойная нагрузка, и ее осилит не каждый. Из шести тысяч студентов по такой форме учатся сегодня 270. Предприятие платит за учебу каждого 27 тысяч рублей в семестр. За два-три года студенты успевают «пустить корни» на производстве. Начинается их карьерный рост. Приходят учениками, а дорастают до мастеров, ведущих инженеров. К тому же они всегда чувствуют себя под нашим крылом. Раньше на предприятиях платили мало. Зато сейчас, чтобы закрепить у себя студента, многие готовы платить ему даже больше, чем опытному мастеровому. Ребята, которые совмещают работу с учебой, быстрей взрослеют, встают на ноги, ощущают свою востребованность. Нередко и дипломы делают по заказу ставшего родным предприятия. Со слов Елены Чекаловой, на работу по специальности устраиваются примерно 80% выпускников Станкина. Еще 10% уезжают домой, на родину. Догнать нетрудно– Еще одна эффективная форма сотрудничества вуза с предприятиями, – считает Елена Анатольевна, – учеба в Станкине выпускников техникумов и колледжей. Руки, голова у таких парней на месте. С чертежами, станками управляются хорошо, наставник им не нужен. Но школьные дисциплины успели подзабыть. А предприятия, где они работают, заинтересованы, чтобы толковые токари и фрезеровщики учились и росли. – Мы набираем группу таких студентов – в год примерно 15 человек. Днем они работают, а вечерами занимаются по щадящей программе. К третьему курсу постепенно наверстывают упущенное и идут с одной скоростью с прочими студентами. Со следующего года Станкин начинает обучать специалистов по госзаказу для «Роскосмоса» и Союза машиностроителей России. Эти ведомства обратились к государству с запросом: нужны кадры! Государство обязалось платить за их подготовку, а базой будет Станкин. НПЦ автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина уже определил квоту на инструментальщиков, инженеров по автоматизации. Решено отбирать сюда самых сильных и толковых. Перевернуть страницуМаксим Андрианов и Денис Горбачев – представители нового станкиновского поколения и студенческого самоуправления. Макс – аспирант ЭМИТ (факультет экономического менеджмента инновационных технологий) – в будущем, возможно, – системный аналитик, проектировщик информационных систем, программист. Денис учится на третьем курсе технологического факультета, потенциально – инженер-эколог. Оба – представители студенческого самоуправления. Времена, когда в Станкине фонтанировали идеями отцы «Фестоса» – туристы, барды, танцоры, поэты – ушли в прошлое. Нужно перевернуть страницу. Написать на ней свой текст – рассказ о поколении XXI века. И вот как видят новую страницу истории мои собеседники. – Сейчас, – говорит Денис, – во всех вузах проблема: человек учится, а заканчиваются пары – уезжает домой. Единственное место, где люди встречаются, – общежитие, если они там живут. Если нет – все! Студент ничего не знает о других сторонах институтской жизни. Поэтому свою главную задачу ребята видят в объединении людей. Чтобы вовлечь студентов в активную жизнь, нужно прежде всего обеспечить приход в вуз интересных, ищущих ребят. – И мы в этом направлении активно работаем. На выставках, днях открытых дверей рассказываем о нашем университете, его традициях. Приходят школьники, родители, – продолжает Денис. – Некоторые считают, что наш вуз очень непростой – в нем сложно учиться. А где легко? Объясняем, что не боги горшки обжигают, и к нам съехались парни и девушки со всей России. Спрашивают, как поступить в Станкин, и студенты других вузов. Причем многих наш университет интересует как второе высшее. – И правильно, – считает Макс. – У нас задан четкий учебный ритм. В отличие от других вузов, где студенты весело живут «от сессии до сессии», здесь кроме экзаменов и зачетов практически каждые два месяца нужно сдавать два потока модулей – определенные задания, нечто вроде промежуточной аттестации. Поэтому и рейтинг выпускников высок. Специалисты в области машиностроения занимают по востребованности третье место в России – это данные агенства Рейтер. Я, например, знаком с новейшими высокотехнологичными производствами. И знаю: предприятиям очень не хватает именно таких кадров. Очень!
Не учебой единойСам Максим в свое время выбрал Станкин, потому что хотел стать хорошим программистом – автором сложных компьютерных программ. Но реальная работа с людьми, организация интересных мероприятий, проблемы самоуправления, поиска своего места в жизни так увлекли, что идея отвлеченных проектов осталась в стороне. Денис три года назад оказался перед выбором: куда поступать – в Бауманку или в Станкин. – В Бауманке множество разных секций, множество баз для самоуправления, – поясняет он. – Но! Все эти ниши уже заняты. А создать что-то новое, подключиться к какой-то новой идее – можно было в Станкине. Денис не жалеет о своем выборе. Он – автор студенческого сайта Станкина www.studstankin.ru. Если людям трудно общаться глаза в глаза, пусть делают это хотя бы виртуально – говорит он. Поэтому о конкурсах фотографов, литераторов, играх «Что? Где? Когда?», парламентских дебатах, где студенты оттачивают навыки ведения полемики, многие узнают именно из общения на студенческом форуме. Благодаря этому выяснилось, что... – Студентов волнует все! – говорит Денис. – Волнует стипендия. Волнует досуговая жизнь – недавно у нас был выезд в пансионат под Воскресенском, в нем приняли участие около 150 человек. Волнует дальнейшее развитие университета: останется ли он вполне консервативным вузом с незыблемыми традициями или будет двигаться вперед? Волнуют отношения с преподавателями... Так в Станкине возник проект «Кураторы»: третьекурсники помогают новичкам.
– Речь не о подготовке домашних заданий, – уточняет один из собеседников, – а о поиске талантливых, активных студентов. Даже о том, как принять участие в родном «Фестосе», знают не все. Чем еще хороши кураторы-сверстники? Не обо всех личных проблемах студент может сообщить преподавателю. А другому студенту – спокойно может. На сплочение работают и прочие проекты: в общежитии создан бесплатный тренажерный зал, выпускается собственный университетский журнал. Ожила когда-то знаменитая секция туристов. – Родители главного нашего туриста Ромы Новикова в свое время тоже учились в Станкине. Ходили в секцию, брали маленького сына в походы. Сейчас Роман на четвертом курсе факультета информационных технологий и руководит туризмом. У нас нет цели сделать из всех ребят кандидатов в мастера спорта, – говорит Денис. – Мы хотим развить навыки товарищества, взаимовыручки – ценности, которых сейчас в нашей жизни мало. Напускной пафос ничего не стоит абсолютно. Мы же стараемся найти и объединить хороших людей. В целом, по признанию ребят, самоуправление Станкина переживает этап становления. Нужно наработать навыки проведения мероприятий, создать устав студенческого самоуправления, сформировать студсовет, поначалу хотя бы на одном факультете. В общем, на это понадобится года два. Но отступать парни, похоже, не намерены. – На четвертом курсе, – говорит Макс, – я взял академический отпуск, чтобы осмыслить жизнь. Попутно участвовал в организации тренингов, бизнес-проектов, общался с людьми, которые что-то делают, к чему-то стремятся. И их не сравнить с теми, кто просто ходит на лекции, просто смотрит телевизор или сидит в интернете. Огромный пласт жизненных навыков: информационных, организационных, планирования, постановки целей, взаимодействия с людьми – остается у них неохваченным. А без этого выпускник вуза не может быть по настоящему конкурентоспособным. Осознав это, я вернулся в Станкин и начал действовать, чтобы вокруг было как можно больше людей, живущих интересно, деятельно. – Для пассивной жизни нет особых причин, – считает Макс. – Не все наши студенты работают. Далеко не у всех плохо с материальной стороной. Я лично не хочу решать чьих-то проблем. Потому что знаю: каждый сам может достичь желаемого. А что мешает? Например, страх зайти в дверь университетского профкома. Барьер в общении, преодоление которого на самом деле ничего не стоит, но открывает перед человеком горизонты для воплощения замыслов, идей. Чтобы появилась цель, появился интерес, человек должен что-то из себя представлять. А если круг его общения узок и ограничен, теряется смысл жизни. Так и впадают в депрессию, живут неэффективно. Когда ограничение собственных возможностей снимается – человек видит мир. Вот почему мы стараемся каждого привлечь, поставить перед ним цель – может быть, даже большую, чем осмеливается он сам. Анна МИРГОРОДСКАЯ
|
|
||||||||||||
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||||||||||||||