![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
||
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 04, 2009Оттиски станут книгойВладимир Кортович и студенты Он – один из интереснейших сегодня мастеров малой графики. За тридцатилетнюю творческую деятельность Владимир Васильевич Кортович приобрел собственный стиль, который позволяет отличать его произведения от экслибрисов других мастеров. Практически каждый из современных гурманов-библиофилов первого ряда уже имеет для своей библиотеки личный книжный знак, изготовленный для него Кортовичем, либо намеревается его заказать. Но Владимир Васильевич не только успешный, востребованный художник. Он – доцент кафедры иллюстрации и эстампа Университета печати, пытается передать свое мастерство молодому поколению. От вступившего на эту стезю требуется не только талант, но – в известном смысле самоотречение, максимализм, подвижничество во имя искусства. А поскольку труд гравера не из легких, то кое-кого он отпугивает. Тут с наскока не возьмешь. Только усвоением традиции и мастерства предшествующих поколений, развитием художественного вкуса и чутья, только напряженными ежедневными штудиями можно придти к желаемому результату. Тогда в твоих замыслах появляется яркость, красота и даже легкость. Но рождаются они в напряженном учили, подлинных муках творчества. К этому осознанию доли художника и подводит на практических занятиях своих подопечных педагог и художник-мастеровой. Чтобы не отпугнуть студентов трудностями, педагог ищет и находит оригинальные, даже неожиданные ходы. По сути – это небольшой цех, в котором есть все, чтобы понять, оценить, усвоить работу гравера и печатника. Ни раз я видел здесь, как юноши и девушки усердно режут штихелями по деревянным дощечкам некий незамысловатый узор или одну из букв кириллицы. Это так сказать, обычный путь постижения основ ксилографии (гравюры на дереве). Соглашусь со скептиком: не такое уж это увлекательное дело вырезать букву или две. Впрочем, в этот раз я увидел совсем другую работу. Студенты работали с большими, профессиональными досками. Они осторожно закатывали их поверхность краской, а затем выполняли оттиск на бумагу. Чтобы они получался ровный и точный, ребята тщательно, аккуратно, не торопясь, водили по бумаге кто оловянной ложкой, кто костью. Моих усилий хватило едва ли на четверть часа. Потом, уверенный в том, что сделал все возможное для получения качественного оттиска, осторожно снял с доски свой оттиск. И положил его на стол, где уже лежали листы бумаги, с которыми работали студенты. Увы, мой оттиск оказался самым мутным, неровным и с большими искажениями… Я был обескуражен. Чтобы отвлечься от своей неудачи, стал допытываться у ребят: а что, собственно говоря, за оттиски мы исполняли? Оказалось, что мы работали с досками одного из выдающихся русских граверов Владимира Андреевича Фаворского. Оттиски с досок Фаворского должны были стать детской книгой, которую Владимир Андреевич подготовил еще в 1928 году. Однако она тогда она так и не увидела свет… Теперь – 80 лет спустя – возник новый проект. Оттиснуть так и не вышедшую к читателю книгу руками студентов. И адресована она теперь уже не детям, а… коллекционерам. Учебная группа Картовича выполнила задание в кратчайший срок, гравюры передали в издательство. Затем студенты и преподаватель стали ждать, когда же, наконец, разрозненные листы станут книжечкой… Рождение гравюры С полученной печатной формы делают оттиски. Ксилография – самый древний вид оттиска изображения. Дерево крепких пород использовалось как материал для рисунка выпуклой гравюры, то есть рисунок возвышается над углубленным вырезанным фоном. Техника гравюры на дереве выглядит следующим образом: на отшлифованную поверхность доски толщиною около 2,5см наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, а фон выбирается специальным инструментом до глубины 2-5мм. После этого доску можно прокатывать краской и выполнять оттиск на бумаге. Именно с возникновения бумаги в Китае начинается история ксилографии. С того времени (VI век) встречаются первые упоминания изготовленных таким способом печати книг. Так что первая дата в истории гравюры практически совпадает с первой датой в истории книгопечатания.
|
|
||
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||||