![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 02, 2009Валерий Золотухин: От Быстрого ИстокаТеатр на Таганке. Каждый день сюда приходят зрители – посмотреть спектакли, встретиться с любимыми актерами – и, конечно, с народным артистом России В.С. Золотухиным. Гости из Барнаула
Встретил их в фойе театра сам Валерий Сергеевич, живая легенда «Таганки», в образе доктора Живаго, которого ему предстояло играть в этот вечер. Артист был в черном костюме, белой рубашке, с клетчатым черно-белым шарфом на шее, весь такой элегантный... Гости снялись с ним около его «прилавка» с книгами, у стены с вертикальным зеркалом – для истории. После чего он пошел за кулисы и на сцену, играть Юрия Живаго, а студенты отправились в зал на места, забронированные для них заранее. Играл Валерий Золотухин в этот вечер с особой экспрессией и с особым накалом чувств. Когда он протягивал свои руки в зал и говорил о Ларе, девочке в гимназическом платье, заряженной «электричеством» и «всей женственностью на свете», каждая зрительница, должно быть, чувствовала себя той самой девочкой. РазговорПосле спектакля Валерий Сергеевич повел своих подопечных на второй этаж... Буфет уже не работал, но артист заблаговременно закупил все необходимое, чтобы гости могли подкрепиться.
– Садитесь за столы, ребята... Не стесняйтесь. Разбирайте все, что есть, чтобы не терять время, – некомандно командует парадом будущих звезд Золотухин. – Верхнюю одежду снимите, здесь не вокзал. Чтобы не терять время, пробую взять поговорить со студентом, который сидит рядом со мной. – Вас как зовут? – Владимир. Хворонов. – Вы здесь первый раз? – В Москве – второй раз, в театре на Таганке – впервые. И еще не вполне адаптировался к происходящему. Не очень всему этому верю... Валерий Золотухин прерывает меня: – Нина, дай людям осмотреться, поесть и попить. – Мы еду можем с собой взять, а сейчас бы поговорить, – вставляет кто-то реплику.
Володя Хворонов, оказывается, не просто студент АлтГАКИ, он сам звезда культового в Барнауле спектакля «Прекрасное Далеко» по пьесе молодого драматурга Данилы Привалова и лауреат IX-го международного фестиваля «Радуга» 2008 года. Есть на «золотухинском курсе» и ребята из других краев России. Например, Алексей Межов, который играет с Владимиром Хвороновым в «Прекрасном Далеко» и тоже является лауреатом фестиваля «Радуга». Он приехал в Барнаул из Красноярского края. – Как впечатление? – спросила я у Ольги Одуевой, которая вполне сошла бы за Лару из спектакля, который мы только что посмотрели. – По роману представляла совсем другое сценическое решение. Но и это получилось эффектным, по-настоящему театральным произведением... С песнями, с музыкой, с хорами, с хореографией... со световыми и цветовыми эффектами, с тенями на заднике сцены... – В спектакле содержание романа переведено в нечто более поэтическое и романтическое, – присоединяется к разговору педагог Нина Таякина.
– Он нам очень понравился! Мы его вообще очень любим и уважаем. Мы его – обожа-а-ем! – ответила Таякина. Студенты согласно закивали головами. – Он же тянет на себе действие, – подытожила Ольга. ПредысторияДо 2000 года этот театр в Барнауле назывался – театр юного зрителя, ТЮЗ. А с 2000 года стал называться – Алтайский Государственный театр для детей и молодежи, или Молодежный театр Алтая, сокращенно – МТА. В 2003-м земляки Золотухина в лице директора МТА Татьяны Козицыной и ее коллег уговорили звезду Таганки стать художественным руководителем театра и тем самым помочь театральному делу в Барнауле. Валерий Сергеевич с радостью согласился. Алтай – его родина, оттуда, из села Быстрый Исток, он когда-то уехал поступать в ГИТИС и покорять Москву. Теперь он каждый месяц летает к своей молодежи, наблюдает за ее становлением, чему-то учит, а кроме того играет с подопечными в спектаклях «На дне» Горького (Лука) и в «Ревизоре» Гоголя (Городничий).
– В 2006 году театр на базе АлтГАКИ провел, если пользоваться официальной терминологией, «целевой набор» студентов для обучения по специальности «актер драматического театра и кино», – рассказала мне Марина Стригунова, начальник отдела развития Молодежного театра. Это талантливые дети в основном из разных районов Алтайского края. Они учатся в академии четыре года на бюджетных местах. Нынешние гости Золотухина – третьекурсники. Кто-то из них обязательно придет на смену старой труппе МТА. – Структура руководства этого курса у нас такая, – продолжает рассказ Стригунова. – Геннадий Старков – руководитель курса, ведущий педагог. Заслуженная артистка России Нина Таякина – педагог по актерскому мастерству. Она проработала в Молодежном более 30-ти лет. Старков и Таякина занимаются со студентами каждый день. А Золотухин – куратор курса. Его волнует общее направление работы, качество подготовки молодых артистов, овладение ими сценическими навыками. Валерий Сергеевич – профессионал высшего класса. Алтайским студентам повезло, что у них такой наставник. – Когда наши студенты первый раз увидели его на экзамене, – продолжает Стригунова, – они поняли всю серьезность его отношения к ним. Хотя, конечно, Золотухину сдавать экзамен и трудней и ответственней! Когда МЫ говорим – это одно, а когда ОН – для них уже совсем другое, они ловят каждое его слово, и каждое его слово имеет для них особый вес и особую ценность... Обстоятельства служения
В начале 2008 года Золотухин пригласил губернатора Алтайского края Александра Богдановича Карлина на своего «Ревизора». Губернатор посмотрел спектакль и пришел от него в восторг. А главное – увидел обшарпанные стены, оббитые ступени лестниц, обветшалый интерьер, облезлый фасад (это тебе не столичная Таганка!) Карлин проникся искренней заботой о Молодежном театре, подписал решение – реконструировать здание ДК БМК. Кто знает, может, уже в нынешнем году МТА будет справлять новоселье в новом здании. Дай-то Бог! Что успели...Пока ребята едят и пьют, Валерий Золотухин рассказывает им нечто вроде баек, но контекст – серьезный. Интересуется, что важного они уже узрели в Москве. За 10 дней «ознакомительной московской программы» они посетили мастер-классы известных режиссеров, организаторов театра, актеров. Аллы Демидовой – в том числе. Сам Золотухин рассказывает молодым коллегам о родном театре и о себе: – Брожу в пространстве этой сцены 45 лет! Когда-то в спектакле «10 дней...» – он шел у нас на Таганке – Владимир Высоцкий играл матроса в тельняшке, а я – ходока, который шел к Ленину. За прожитые годы прошел, наверное, по сцене десятки километров, из спектакля в спектакль, сотню пар лаптей истоптал, сносил... Коли зашел разговор о Высоцком, Валерий Сергеевич ведет всех по крутой, узкой деревянной лесенке вниз, чтобы заглянуть в гримерку Владимира Семеновича. Гримерка, в общем, – обычная. В ней и сейчас располагаются артисты, у каждого есть место. В углу – столик Высоцкого с креслом. Как при нем стоял, так и стоит. Такой вот мемориальный уголок. Кто-то предлагает всем вместе сфотографироваться. Пожалуй, лучшего места, чем на ступеньках театральной лестницы, не найти. Снимком на память и заканчивается это свидание с театром на Таганке для алтайских студентов. Нина КРАСНОВА
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||