![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 12, 2008Такой вот сценарий...Сценарист телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» Наталья ПАНИНА, выпускница отделения детской литературы Литинститута, побывала в гостях у клуба «Литературная кухня», который существует при нашем журнале (www.club.stm.ru). Вот что она рассказала в беседе с начинающими литераторами:
– Такое образование писателю нужно? – Конечно! К тому же получаешь его в близкой по духу среде. Сегодня творчеством заработать трудно, но стоит попробовать. – У кого вы учились в Литинституте? – В семинаре Романа Сефа и Сергея Иванова. Сергей Иванов, трагически погибший, когда я училась на пятом курсе, был замечательным педагогом – из каждого доставал что-то ценное. Когда прочитывался какой-либо текст, и чувствовалось, что текст – плохой, он всегда говорил: «Так, что мы скажем хорошего по этому тексту?» Я ходила и на другие семинары. Там бывало, что один студент прочтет монотонно свою нетленку, другой по ней выскажется – и тишина. А у нас была настоящая жизнь, в которой участвовали все. – Какие книжки вам самой читали родители, когда вы были маленькой? – Я выросла на Агнии Барто, Сергее Михалкове, Корнее Чуковском... – Какими характеристиками должен обладать хороший текст для детей? – Думаю, чтобы писать для детей, нужно их чувствовать и самому немного быть ребенком. В этом плане мне легко. У меня маленькая дочка. Я на нее смотрю, и она дает мне сюжеты. – Должен ли детский писатель быть добрым человеком? - Да, нужно быть добрым и открытым. Ведь дети – очень открытые существа! – Есть ли у вас мечта? – Мечтаю написать детскую книжку. Но не детектив. В начале, наверное, напишу для себя. А потом буду думать, как продавать. Есть у меня сейчас одна повесть в работе. Надо ее доделать. Вообще-то хочется писать реалистичную детскую прозу. – Сотрудничаете ли вы с толстыми журналами? В принципе, сегодня не так много людей, готовых заниматься литературным творчеством. Конечно, толстые журналы создают вокруг себя много пафоса, но, думаю, в глубине души и там рады новым талантливым авторам. Им же нужно как-то существовать. – На что, по-вашему, молодому автору стоит надеяться? На защиту писательского профсоюза? На гранты и стипендии, в том числе государственные? Или настраивать себя на работу в сугубо коммерческом жанре? – Некоторое время назад сценаристы Голливуда массово бастовали. В результате расценки на их работу были повышены. Организовал это их профсоюз. В нашей стране Союз писателей давно перестал являться таким профсоюзом и мало что дает. Гранты и стипендии, скорее всего, могут получить те, чьи имена уже более или менее раскручены. Думаю, прибыль писателю будет приносить то, что можно продать большому количеству людей. Если говорить о ТВ – это сериалы. Если о книгах – детективы, фэнтази, любовные романы. В чем я вижу задачу современного литератора? В способности совместить то, что ему хочется донести до читателя, и то, что читателю хочется найти в книге или фильме. Писать в стол сейчас – как-то странно. Особенно если пишешь для детей. – Какого рода литература для детей сегодня востребована издательствами? – Детские детективы, любовные романы для девочек, сказочные истории вроде Гарри Поттера. В общем – то же, что и для взрослых. Причем, если лет семь назад за детские детективы еще как-то платили, теперь костяк авторов, пишущих в этом жанре, сложился, пробиться в нормально оплачиваемые слои практически невозможно. В других коммерческих направлениях – то же самое. Одна моя подруга по Литинституту пишет романы для девочек. Ей платят не больше тридцати тысяч рублей за книжку. Представляете? За целую книжку – такие смешные деньги! – Что сегодня более прибыльно – писать книги или сценарии? – К сожалению, люди теперь больше смотрят телевизор, чем читают. Соответственно, если пишущий хочет заработать, ему нужно пробиться на ТВ. И начать писать сериалы. Каторжная работа. К счастью, я не связана с этим. Но есть знакомые в сериальной сфере. Там разграничены разные сценарные позиции. Разработчик, например, – тот, кто придумывает сюжетную линию сериала, не вдаваясь в подробности. Потом диалогист – ему дают готовый сюжет, и он прописывает диалоги. Существуют целые компании, которые создают только сериалы. Одна из самых известных – «Амедиа». Раньше сотрудничать с ними было довольно легко: если проходишь тестовое задание, тебя берут. Сегодня условия ужесточились. Частенько стали требовать сценарное образование. – Где сейчас лучше всего готовят сценаристов? – Во ВГИКе. И у Александра Митты есть хорошие курсы. – Как взаимодействует сценарист с передачей типа вашей? – Для «Спокойной ночи, малыши!» пишут несколько авторов. Я одна из них. Процедура отработана. Перед тем, как что-то делать, нужно утвердить тему у редактора. Потом создавать сценарий, предполагающий какое-то действие. Причем сами куклы действовать не могут. У них даже ножек нет. Поэтому они не ходят и не бегают. Кроме того, работая над сюжетом, нужно продумать декорации и антураж. Он не должен выглядеть слишком театральным. – Случались с вами какие-либо казусы или забавные моменты? – Меня по началу удивляло, что Хрюшу, к примеру, иногда могут заменить на Степашку, чтобы избежать большой разницы во времени пребывания этих персонажей на экране. – Вы пишете для «Спокойной ночи, малыши!». Можете сказать, как платят за сценарии к детским телепередачам? – В «Спокойной ночи» – порядка 700 долларов за серию длительностью в четыре минуты. Конечно, написание сценариев для детских передач имеет большую специфику. Где сценарист может по настоящему творчески и финансово развернуться, так это в художественных фильмах. Одна моя подруга, сделав сценарий к фильму, купила машину. Правда, до этого она пропахала немалый путь. Имея высшее образование и владея двумя иностранными языками, несколько лет проработала в крупной сериальной компании, начав карьерный путь с самой нижней ступеньки: помощника менеджера. Достигнув достаточно высокой должности, перешла в сценарный отдел на более скромное место. Получила второе высшее сценарное во ВГИКе... Так ей хотелось писать! – Сколько в месяц получает рядовой сценарист сериалов? – Порядка двух тысяч долларов. Хотя может быть и больше. – А сколько платят за художественный фильм и за документальный? – За сценарий к документальному фильму сегодня дают от трех до пяти тысяч долларов. За сценарий к художественному могут заплатить и пятьдесят. Более подробную информацию о том, где нужны сценаристы и как это оплачивается, можно посмотреть в Интернете. У каждой кинокомпании есть свой сайт, где обычно вывешиваются и все необходимые телефоны. Достаточно зайти на страничку сценарного отдела. – Может, потребность в авторах сегодня отпала – их слишком много? – На самом деле авторы нужны. Моя подруга редактор, которая читает сценарии, сетует, что хороших авторов не хватает. Так что пишите, пишите, люди! Если чего-то хочется, не надо бояться пробовать, двигаться в избранном направлении. Когда дело – твое, успех придет обязательно. Важно понимать – сразу золотые горы на тебя не свалятся. Какое-то время придется довольствоваться скромными средствами, оттачивая мастерство. Светлана РАХМАНОВА
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||