![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 11, 2008Артек: Такая, брат, работа!– Вожатый – не профессия, а состояние души, – сказал один из моих собеседников.
Это заветное время для всех вожатых – его можно потратить на себя. Вадик и Наташа, спрятавшись от крымского зноя в тени под лестницей лагеря «Хрустальный», потратили свой абсолют на общение с корреспондентом «Ст.М». Об их способе проведения летних каникул мало кто сейчас вспоминает. И мало кто может ответить на вопрос: «Какой он – современный вожатый современного детского лагеря?». Исходя из собственного опыта, ребята рассказали об этом нашему журналу. – Как вы здесь очутились?
Созвонились с дирекцией «Артека», рассказали, кто мы и откуда, и нам без проблем выслали договоры о приеме на работу в качестве педагогов-организаторов. Сдали досрочно сессию и с 10 июня превратились в артековских вожатых. – Насколько долгим было превращение?
Основная тема занятий была посвящена конфликтным ситуациям, которые могут возникнуть в отряде. Это было полезное дополнение к полученным в РГСУ знаниям. В университете у нас был насыщенный курс психологических тренингов, так что, если в отряде возникает форс-мажор, не теряемся, не паникуем, спокойно делаем что нужно. В основном все сводится к тому, чтобы сперва отдельно и спокойно поговорить с повздорившими, а потом, посадив их друг перед другом, объяснить, что гораздо лучше и веселее не драться и не ссориться, а дружить. Способ элементарный, но работает. Кроме того, учились проводить конкурсы, соревнования, выступления, одновременно запоминая связанные с этим интересные фишки. Обычное дело – ночные репетиции вечера знакомств. С нами занимались профессиональные хореографы и учителя пения. В итоге те, кто не умел танцевать, – затанцевали, кто не умел петь – стали петь. «Не умеешь – научим, не хочешь – заставим!» – эти принципы в «Артеке» в полном ходу. – Расскажите про свой вожатский дебют.
Смена была интересная: приезжали актеры, режиссеры, сценаристы из России, Белоруссии, Германии и Украины. Нашу страну на кинофестивале представляли: Станислав Белозеров, сыгравший Пушкина-лицеиста в фильме «1814», Данила Козловский из «Мы из будущего», актеры из фильма «Розыгрыш» и другие. Для детей они устраивали тренинги по режиссуре, сценарному искусству. Отличие артековского кинофестиваля в том, что главная судейская бригада полностью состоит из детей. Например, в номинации «Самый-самый фильм» детское жюри выбрало «Розыгрыш», а лучшим актером был признан Станислав Белозеров.
– Форс-мажоры, о которых вы сказали вначале, в отряде случались? – В среднем два-три случая за смену. В основном конфликты возникают с родителями. Девчушка позвонила маме и заявила, что ее пять мальчиков топили в бассейне, а вожатый и бровью не повел. Хотя в бассейн мы не ходили вообще. Это была особенная девочка, первый раз в лагере. Поначалу ей было неуютно – привыкла каждый год отдыхать с родителями. А тут режим, много ровесников. И она решила психологически надавить на родителей, чтобы ее отсюда забрали. Конечно же, звонит взбешенная мама: что за беспредел... как таких в вожатые берут? В итоге заявляет, что ей достаточно сделать два звонка, чтобы вожатую уволили и т.д. В такой ситуации нужно вспомнить тренинг по праву (у нас в РГСУ замечательный преподаватель по этому предмету) и спокойно ответить: «Вы имеете полное право приехать и, если обнаружите на ребенке побои или найдете другие факты, возбудить уголовное дело». Обычно родители после таких слов теряются, и начинается разговор по существу.
– Вставать приходится рано?
– Эти мероприятия – тоже ваша забота?
– Когда успеваете придумывать? – В самое творческое время – ночью. Репетируем в случайных перерывах в течение дня. Например, если есть 10–15 минут между абсолютом и пляжем или между пляжем и ужином. День что у вожатых, что у детей расписан по минутам. Песни, например, разучиваем по дороге на пляж и обратно. При этом смотрим, чтобы отряд топал аккуратно и попадал в ритм. – Продолжим про распорядок... – В 9–10 вечера – второй ужин. После чего начинаются отрядные «круги». Дети становятся в круг, и каждый по очереди говорит о своих впечатлениях за день: что понравилось, что нет и почему, что хотелось бы изменить. При этом все стоят, обнявшись, – это снимает барьер в общении. Затем совершаем первую попытку уложить детей спать и в 23.00 топаем на вечернюю планерку. После планерки опять укладываем, укладываем и еще раз укладываем детишек спать.
– Выходные бывают? – Выходной – полдня. Но, как правило, выспаться не получается. Легче потратить это время на подготовку будущих мероприятий. – Материальный стимул присутствует? – Мы работаем не за деньги, мы работаем за сердца (улыбаются). Зарплата ровно столько, чтобы не чувствовать себя униженно. На обратный билет до Москвы хватает. Если точнее, ставка – 940 гривен. Учитывая все вычеты: налоговые, питание, проезд, – «чистыми» получается гривен 600 – примерно 3 тысячи рублей. – Тогда поговорим о «зарплате сердечной». – Это детские улыбки. И радостные слезы. Когда после одного из мероприятий, на котором я читала стихи, – говорит Наташа, – ко мне подбежала девочка с сияющими глазами и сказала: «Спасибо, это было классно!», я вдруг почувствовала, что в принципе мне больше ничего не надо, свою миссию я выполняю. Случается, ребенок, если ему плохо, подходит не к психологу, не звонит родителям, а подбегает к тебе. На прошлой смене произошел интересный случай. У меня в отряде была маленькая девочка, у которой совсем недавно умерла бабушка. Для ребенка это была серьезная душевная травма. В очередной раз, когда девочке стало грустно, она решила подойти ко мне и все рассказать. Мы разговаривали с ней всего лишь 15 минут. И за эти минуты я объяснила ей, что все не так страшно, ведь бабушка не ушла от тебя, она будет с тобою всю жизнь, она будет у тебя в сердце, теперь это твой ангел-хранитель. В какой-то момент мы посмотрели в окно, и на небе зажглась звездочка. «Посмотри, – говорю ей, – это твоя бабушка. Когда тебе будет плохо, ты всегда сможешь посмотреть на нее и увидеть, как она тебе ярко светит». И все – ребенок спокоен, даже улыбается, звонит маме и уже ей объясняет, что не все так плохо в этом мире. После таких бесед, когда ребенок чувствует понимание со стороны другого человека, тем более вожатого, он преображается: ему опять все становится интересно, он перестает скучать. – Пока что моим самом крупным «сердечной гонораром», – признается в свою очередь Вадим, – было награждение званием самого общительного вожатого лагеря «Хрустальный». Это традиционный конкурс среди вожатых, с кучей номинаций, где жюри полностью состоит из детей. И когда мне вручили бутафорскую золотую медаль из картона и детвора всего лагеря аплодировала, я, извините за сентиментальность, чуть было не заплакал. Но больше всего трогает ощущение в конце смены. После того как ты целый месяц не досыпаешь, носишься, заботишься, перед посадкой в автобусы дети подходят, обнимают, говорят, что никогда тебя не забудут... Даже самые хулиганистые, с которыми воевал целую смену. (Как правило, они больше других плачут!). Это дорогого стоит! – Как устроен ваш быт, общение с другими вожатыми? – Живем в тех же корпусах, что и дети. Комнаты на двоих. Кровать, кондиционер есть, а больше, в принципе, ничего не надо. Кормят нормально. Иногда дети «подкармливают». У них рацион разнообразнее: мороженое, дополнительные салаты, булочки. Они же чувствуют: «голодный вожатый – злой, сытый – добрый вожатый». Общение скорее дружеское. Постоянно друг другу помогаем, подстраховываем. К сожалению, общаться с вожатыми из других лагерей просто-напросто не хватает времени. Живем в довольно тесном, но уютном коллективе, и совершенно неважно, украинец ты или россиянин. В «Артеке» много вожатых из Москвы и других городов России. Постоянно с лагерем сотрудничают Новосибирский педуниверситет, Оренбургский госуниверситет менеджмента. Но ребята разбросаны по всему Артеку, а он действительно огромный: береговая линия пляжей – 7,5 км, вдоль нее девять лагерей, каждый со своими традициями, инфраструктурой и даже со своей особенной природой. Поэтому общаемся в основном с соседями: устраиваем вечеринки, ходим ночью на пляж. Отвлекаться от работы периодически надо. – Следующим летом вожатствовать планируете? Вадим: – Планирую каждое лето, пока учусь в РГСУ. В «Артеке» есть так называемая ШПР (школа педагогических работников), сейчас это филиал известного киевского Драгомановского педуниверситета. ШПР – единственный вуз в СНГ, а может быть и в мире, который готовит профессиональные кадры для работы в детских лагерях. Вуз сильный, с традициями – как никак, в «Артеке» накоплен опыт более чем 80-летней работы с детьми. Планирую после окончания РГСУ поступить сюда в аспирантуру на отделение психологии. Тем и материала для кандидатской здесь предостаточно, а стать детским психологом – моя мечта. Наташа: – У меня планы не столь категоричные. Поживем – увидим. А если честно, очень хочется после РГСУ поступить во ВГИК на продюсерский. А пока в Москве нас ждет учеба и работа в «Гражданской смене», где я менеджер по циклу «общество», Вадик – по циклу «информация». Смотрят на часы: – Упс! Абсолют закончился. Пора будить детей – и на пляж. Мы побежали. Удачи! Напоследок: спасибо вашему журналу за интересные статьи о «Гражданской смене», правительстве дублеров. На лекциях почитываем. Пока! В «Артеке» побывал наш корреспондент
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||