![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
||
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 09, 2008Группа «Сплин»: До встречи на планете Альтависта...За 14 лет рок-группа «Сплин» стала одной из лучших российских. Ее песни неоднократно занимали первые места в национальных хит-парадах. «Сплин» сегодня — это действительно легенда русского рока. За плечами музыкантов – девять студийных альбомов и бесчисленное количество концертов. Из последних достижений группы тот факт, что «Сплин» – первая российская рок-группа, которая набрала более 1 млн прослушиваний на глобальном музыкальном проекте «Last.fm».
Александр Васильев родился 15 июля 1969 года в семье инженера и учительницы. Осенью того же года семья переехала во Фритаун (Сьерра-Леоне, Западная Африка), где мама преподавала русский язык и литературу в школе при советском посольстве (в этой школе училась старшая сестра Саши Наталья), а отец работал на строительстве порта. В 1974 году все советские специалисты были отозваны на родину. Некоторое время жили в Питере, потом переехали в Литву в небольшой город Зарасай. В 1976-м семья Васильевых окончательно вернулась в Россию, и Саша пошел в школу. До 7-го класса учился на круглые пятерки. В 1982 году родители перевели сына в математическую школу, но было поздно – в летние каникулы подросток научился играть на гитаре...
Проучившись в институте два года, Саша попал в армию, где написал часть песен для будущего альбома «Пыльная быль». Вернувшись, поступил в 1992 году на экономический факультет ЛГИТМиКа, учебу в котором совмещал с работой монтировщиком сцены в театре, ночным сторожем, попутно отметился на кондитерской фабрике и даже позанимался бизнесом. В 1993 году Морозов привел в группу клавишника Николая Ростовского. Так образовался костяк будущего «Сплина». Датой рождения группы считается 27 мая 1994 года, когда в звуковой студии петербургского театра «Буфф», где работали в тот момент Васильев и Морозов, вместе с Ростовским был записан первый альбом — «Пыльная быль», одна из песен которого дала название группе (стихотворение, написанное горячо любимым Васильевым Сашей Черным). Продюссировал альбом Морозов. Весной Васильев из «Буффа» уволился. В октябре 2005 года группа приступила к записи очередного номерного альбома, прерываемой гастролями в Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорке и Бостоне. 2 апреля 2006 «Сплин» участвует в фестивале, приуроченном к выдаче премий рок-журнала «FUZZ» на большой арене Санкт-Петербургского дворца спорта «Юбилейный». К удивлению публики и музыкальных критиков, сыграны всего четыре песни, причем абсолютно новые и незнакомые большинству зрителей. В 2007 году вышел альбом «Раздвоение личности» - «13 лет в рок-н-ролле», куда вошли самые значительные песни группы за этот период, а также редкие акустические версии абсолютных хитов — «Любовь идет по проводам», «Мое сердце», «Остаемся зимовать» и другие.
Отыграв часть программы, все музыканты, кроме вокалиста группы, сложили инструменты и ушли со сцены. Перед залом остался один Александр с акустической гитарой в руках. Последовал сет из пяти композиций, представших в новом свете за счет непривычной залу манеры исполнения. После чего Васильев сказал: «Надо иногда отдыхать от электричества, чтобы потом снова возвращаться к нему». После чего на сцену опять вышли музыканты, и продолжился традиционный электрический концерт. Дополнительным средством создания настроения стал видеоряд. – Ваши песни можно назвать философскими. Вы даете определение тому, что делаете? – Старательно избегаю определения. В отношении «Сплина» это для меня просто лишнее движение, которое нужно совершать. Все, что я должен делать, – думать о конкретной песне, которую в данный момент пишу. Когда она написана, я должен про нее тут же забыть и начать думать о следующей. Если начну серьезно относиться к тому, что сделал, – будет сплошное занудство. Меня интересует то, что впереди. – Какие вопросы вам не нравятся? – Не нравится объяснять, о чем песня. Дурацкое занятие – объяснять собственные песни. Когда-то дал себе установку не зацикливаться на таких вещах: когда, в какое время, из-за чего была написана. Мне это напоминает сборник плохих поэтов, которые скурпулезно каждый свой стишок подписывают: «Написал на даче такого-то числа, вдохновительницей была Мария Ивановна, соседка, доила козу, повернувшись ко мне спиной, нагнувшись при этом». – А что вы любите? – Люблю время от времени различные трипы, приключения, в общем, экшен. Чтобы вокруг меня происходило какое-то действие, и я принимал в нем участие. Для этих целей Москва подходит на все сто! Сюда приезжаешь и получаешь, грубо говоря, свою долю сумасшествия. Как только ты ее получил – очень удобно сваливать обратно домой в Ленинград, где отдыхаешь. Для меня это нормальная модель жизни в стране под названием Россия. – Насколько в творчестве помогает эгоистическое начало? Музыкант и эгоизм – совместимые понятия? – Стопроцентно эгоистическое начало у любой песни! Если хотя бы один процент эгоизма отсутствует – это уже «коммерческое», продажное искусство. Эгоизм – право на собственное я, на собственное творчество, право сказать то, что ты сам хочешь, а не то, чего от тебя ждут. Иногда песня, которая для меня не была самой главной, вдруг становится хитом. Тогда возникает недоумение – пытаюсь найти в ней что-то, что нашли другие, не нахожу и радуюсь за них, что они такие проникновенные! – Например? – Выдержанные временем песни из «Гранатового альбома» – «Орбит без сахара», «Приходи». Причем «Приходи» была написана в очередную ссору с женой. Конечно, ссора была навсегда и, конечно, закончилась дней через пять! Видимо, песня сработала – с тех пор жена так и не может уйти! – Многие ставшие известными музыканты все равно перед выступлением волнуются. Как в этом плане у вас? – Мандража перед концертом нет никакого. Мы уверены, что хорошо сыграем, поставим зал на уши. Здесь все в порядке. В детстве я хотел научиться водить машину – мечта сбылась. И я стал ко всему остальному относиться очень спокойно. Подсознательно знал – все, что мне нужно, придет само. Не надо искать, делать лишние движения. Так и случилось. На память о нашем разговоре на моем любимом альбоме он старательно вывел: «Планета Альтависта будет видна 14 февраля 2541 года. Увидимся!» Я не стала ничего говорить и, только написав эти строки, вспомнила, что 14 февраля – День всех влюбленных! Но уточнить теперь не могу, думал ли он об этом празднике, когда писал – он уже не рядом. А ведь это важно: значит, он в душе – трепетный романтик, и большинство его песен – для нас, женщин. Ответ надо искать в этих песнях, наверное. У каждого музыканта есть свой лейтмотив. Песня «Далеко домой» с этого альбома, как и многие другие, написана не в самое радостное время. «Далеко домой – далеко до самого себя. Может, когда-нибудь и доберусь!» – то ли шутит, то ли пророчит Саша. Может, и правда, увидимся? Ольга БЫСТРЫХ
|
|
||
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||||