![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|||||||||||||||||
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 09, 2008«Мой жребий пал – я лиру избираю»В центре столицы, на Пречистенке, есть островок пушкинской Москвы - барская усадьба, построенная «во вкусе умной старины», где нынче находится музей А.С. Пушкина.
По заказу гвардейского офицера, участника Отечественной войны с Наполеоном, аристократа А.П. Хрущева архитектор Афанасий Григорьев, сотрудничавший со знаменитым Домеником Жилярди, возводит к 1817 году главное деревянное здание усадьбы на белокаменном цоколе XVIII века. Этот дом в стиле московского ампира отличается необычным сочетанием двух фасадов: одного строгого – по линии Пречистенки, с шестью колоннами и фронтоном с гербом, другого – живописного, со сдвоенными колоннами, лепным многофигурным фризом – со стороны Хрущевского переулка. В глубине сада – изящный угловой павильон. Внутри здания – лепной декор, роспись потолков и стен. Сюда приезжала московская знать на балы, здесь слушали музыку, играли в карты знакомые и родственники Пушкина, возможно, и он бывал приглашен на званый вечер. Во всяком случае, на Пречистенке и соседних улицах немало адресов, куда заезжал Александр Сергеевич к друзьям и родне. Часть домов, куда наведывался поэт, сохранилась до наших дней – например, дом № 7 на Пречистенке – там жил друг Пушкина Н. Всеволожский; дом № 16 принадлежал И.А. Нарышкину, дяде Натальи Гончаровой; в доме № 17 Пушкин был на балу, затем там поселился Денис Давыдов. Недалеко от будущего музея Александр Сергеевич останавливался у П.В Нащокина. Название улицы упоминается в пушкинском экспромте, адресованном графине Е.П. Потемкиной, посаженой матерее на свадьбе поэта: Когда Потемкину в потемках В советские времена здесь размещались различные учреждения, и лишь в 1949 году в усадьбе открылась выставка в честь 150-летия со дня рождения А.С. Пушкина, а в 1961-м была открыта первая экспозиция для посетителей. К 200-летнему юбилею поэта были проведены при поддержке мэра столицы Ю.М. Лужкова обширные строительные и реставрационные работы. Сбылась мечта музейных работников – реконструкция объединила в единый комплекс все здания хрущевской усадьбы. В главном доме и других постройках теперь размещены пушкинские экспозиции и сменные выставки. В здании конюшен – читальный зал, библиотека, игровые комнаты, в каретном сарае – концертный зал. За считанные годы возник музейно-культурный центр, где ведется обширная выставочная, концертная, научная и реставрационно-хранительская работа. С первых дней существования музей стал получать многочисленные дары, связанные с именем поэта: портреты, книги, рукописи, фарфор, мебель. Посетителей музея, поднимающихся по парадной лестнице, встречает в окружении цветов пушкинская муза в образе покровительницы лирической поэзии Евтерпы. Беломраморная скульптура в точности повторяет античный слепок, который видел Александр Сергеевич в Петербургской академии художеств. В анфиладе из 15 залов – экспозиция «Пушкин и его эпоха». В зале, посвященном XVIII столетию, на исходе которого родился Александр Сергеевич Пушкин, взгляд задерживается на портретах русских царей и государственных деятелей. Привлекает изображение Полтавской битвы, в которой участвовал прадед Пушкина А.П. Ганнибал, cостоявший в свите Петра I. Рядом – рукопись стихотворения «Моя родословная». Эпоха Пушкина, отмеченная сражениями Отечественной войны 1812 года, восстанием декабристов, запечатлена в экспозиции мемориями своего времени. Пушкин начал сочинять еще в детские годы. Залы, посвященные этому времени, воспроизводят быт московского дома Пушкиных: мебель красного дерева, бронзовые светильники, в шкафу книги в кожаных переплетах; здесь же издания для детей, учебники, детские игрушки... На столике карельской березы, рядом с книгами Плутарха и Гомера, которые любил читать будущий поэт, – одна из самых дорогих реликвий музея, портрет Пушкина-ребенка. Зеркала, люстры, нарядные драпировки на окнах создают праздничное настроение «бального зала». Здесь же замерли костюмированные персонажи балов – манекены в парадной одежде той эпохи. Юный кудрявый Пушкин (таким он запечатлен на гравюре Е. Гейтмана) не пропускал балы в лицее, в Петербурге, Кишиневе и Одессе, о балах вспоминал в Михайловском. Начинается пора первых влюбленностей поэта. Рисунок Ореста Кипренского запечатлел сестру лицеиста А.П. Бакунина Екатерину, которой были посвящены стихи Пушкина. После окончания лицея поэт был определен в Коллегию иностранных дел. Но в первой же его публикации – стихотворении «К другу стихотворцу» сказано: «Мой жребий пал – я лиру избираю». Поэмы Александра Сергеевича представлены различными изданиями. Здесь же у витрины – диванчик из имения Каменка, где Пушкин встречался с участниками тайного декабристского общества. В ссылке в Михайловском поэт прочел о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1925 года в специальном сообщении в газете «Северная пчела». Центральный зал особняка – Большая гостиная – посвящен роману в стихах «Евгений Онегин», написанному в 1823–1831 годах. Здесь, как «сквозь магический кристалл», можно увидеть приметы жизни и быта героев романа. Глядя в центре Онегинского зала на самый, пожалуй, известный портрет Пушкина работы Кипренского, невольно вспоминаешь строки из романа: Быть может (лестная надежда), В парадной спальне особняка Хрущева представлена первая публикация философской повести «Пиковая дама». На стене – портрет княгини Н.П. Голицыной, в которой светское общество узнало старую графиню. На ломберном столике зеленого сукна лежат карты: тройка, семерка, туз и, конечно, пиковая дама; рядом – старинный пистолет и серебряный карандаш для записей результатов игры. При жизни Пушкина было напечатано лишь вступление к «Медному всаднику». На полях рукописи – рисунки наводнения, оживший памятник Петру I, медный всадник, но лишь один конь, без седока. На страницах видны пометки Пушкина. В зале, посвященном «Капитанской дочке», – портреты двух молодых людей, весьма сходных с Петром Гриневом и Машей Мироновой. Внизу лежит шпага как символ дворянской чести. В последнем, пятнадцатом зале – панорама Невского проспекта. В шкафах – книги из библиотеки Пушкина (более 5 тысяч томов на 14 языках), чтением которых Александр Сергеевич отвлекался от мрачных мыслей... На столе с рукописями ценнейшая реликвия – перо Пушкина, которое он не выпускал из рук до самой кончины, шкатулка для лекарств и инструментов доктора Н.Ф. Арендта, лечившего смертельно раненного поэта. Рядом с посмертной маской – прядь его волос. В крытое пространство двора усадьбы Хрущевых выходит фасад двухэтажного здания середины XVIII века. Две уютные комнаты первого этажа занимает специальная экспозиция для детей «Сказки Пушкина». Из мира гостиных с изящной мебелью, фарфором и бронзой посетители попадают в окружение простых деревянных конструкций, в которых размещены экспонаты, попавшие сюда, можно сказать, из пушкинских сказок. Лапти, прялки, туески, резные ковшики... Подобные вещи окружали поэта в Михайловском, Болдине, в поместьях его родственниках и друзей. Из имения Олениных под Петербургом попали сюда теремок и расписной ковш. Словно пришли из «Сказки о рыбаке и рыбке» пряничная печатная доска, парчовая кичка. Вспомним строки: На крыльце стоит его старуха Среди книг хранятся баллады и повести В.А. Жуковского с автографом – «Сказочнику от балладника». Два замечательных поэта вызвались написать по сказке – чья окажется лучше. Победил Александр Сергеевич, создав «Сказку царе Салтане...». Перед этим побежденный учитель признал свое поражение от ученика, прочитав поэму «Руслан и Людмила». К ней А.Н. Олениным была сделана первая картинка, слово «иллюстрация» тогда не употреблялось. В дальнейшем многие художники прекрасно оформляли пушкинские сказки, что видно из экспонатов. «Сказку о царе Салтане» проиллюстрировал великолепный художник И.Я. Билибин. Привлекают внимание эскизы и рисунки Т.А. Мавриной, В.М. Конашевича, эскизы к мультфильмам по сказкам Пушкина; персонажи кукольных спектаклей.
Владимир ЛЕБЕДЕВ
|
|
|||||||||||||||||
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | |||||||||||||||||||