![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|||||||
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 07, 2008Кому улыбается Джоконда?Через пятьсот лет после создания «Джоконда» Леонардо да Винчи по-прежнему время от времени становится сенсацией. В 2005 году на ней проверяли высокие технологии: рентгеновские лучи, ультрафиолет, трехмерное сканирование, микрофлоуресцентный анализ и так далее. Результат: кроме небольшой тенденции к вспучиванию, она поживает хорошо.
В 2008 году объявление Гейдельбергского университета попадает в новости. Рукописная запись, сделанная в 1503 году на полях книги, обнаруженной в Германии, открывает личность той, которая изображена на шедевре. Ее звали Лиза Герардини. Мадам Лиза («Монна» – сокращение от «мадонны», мадам) родилась 15 июня 1479 года во Флоренции. В 16 лет она вышла замуж за торговца шелками Франческо дель Джокондо и стала Джокондой. До сих пор это было лишь гипотезой среди многих других: даже считалось, что это портрет любовника художника, его матери, автопортрет в женском платье... Тайна рассеялась, но почитатели красавицы могут успокоиться – она скрывает еще немало сюрпризов. 1. Улыбка как посланиеС 1550 года некий автор говорил об «улыбке столь привлекательной, что она создавала у зрителя ощущение чего-то божественного, а не человеческого». Почему улыбается Лиза? Потому что она только что родила второго сына? Или потому, что да Винчи хочет обыграть имя ее мужа Джокондо, что означает «веселый»? А, может, потому, что художник пригласил музыкантов, чтобы развлечь ее во время позирования? Все это уже предполагалось. Историк искусства Даниель Арасс говорит о другом, более глубоком смысле. Два хаотических пейзажа по обе стороны лица не совпадают, не склеиваются и даже находятся на разной высоте. Связью служат губы Джоконды. Мимолетная улыбка, гнездящаяся между двумя печальными панорамами. «Ты – прах, и ты станешь прахом». Так говорится в Библии. Таково послание Леонардо: счастье длится лишь мгновение. Улыбка красавицы нечто вроде скобок. Она пришла из небытия и туда вернется. Мост и река справа усиливают эту аллегорию несущегося времени. 2. Скандален ли взгляд?В Италии VXI века только женщины дурного поведения выщипывали ресницы и брови. Если бы муж Лизы получил этот портрет (художник решил сохранить его у себя), он бы от него отказался! Невозможно было представить изображение женщины в таком образе. Кроме того, Лиза не испытывает ни малейшего стыда и в упор смотрит на нас. Она изображена в три четверти, лицо слегка повернуто влево, а взгляд направлен вправо от нас. Благодаря этому Джоконда следит за нами взглядом при любом нашем перемещении. В ту эпоху это было настоящей инновацией, еще одним подвигом Леонардо. 3. Черная вуаль уложена на растрепанную прическуЗнак траура? Отнюдь. Эта вуаль, называемая «гварнелло», предназначалась для беременных или готовящихся к родам женщин. Она обрамляет лицо, написанное особой техникой. В ту эпоху в Италии художники часто при изображении образа ограничивались четкой цветной линией, сделанной кистью. Леонардо сделал нечто противоположное – последовательно наложил слои прозрачной краски и погрузил Лизу и декор в некий туман, «сфумато» (расплывчатость, размытость), создав иллюзию глубины, третье измерение. Контуры образа растворяются в пейзаже, но в то же время портрет как бы выходит из картины, как ни одно до тех пор написанное лицо. 4. Сложенные рукиБюстовые портреты XV века обычно показывали персонаж, опирающийся на балюстраду или парапет. Этот барьер мешал зрителю ощущать близость к изображаемой личности. В конце концов, ничего ненормального в этом нет. Речь шла о благородных людях, сильных мира сего, а потому касаться их было немыслимо. Леонардо да Винчи разрушил этот защитный барьер, показав руки Лизы, спокойно лежащие на подлокотниках кресла (которое, кстати, не имеет спинки). Препятствия между ней и нами уже нет, мы почти можем погладить ее пальцы. Это истинная революция в искусстве портрета: нас приглашают войти в картину. Правый рукав тоже имеет свое значение, отправляя нас к левому пейзажу, потом взгляд, потом улыбка, потом левый пейзаж. И каково бы ни было место, где мы прежде всего останавливаем глаз, мы обязательно читаем послание да Винчи о преходящем времени и неизбежной смерти. Быть может, Джоконда думает о знаменитом стихе Горация: «Прими день и не любопытствуй о будущем». ПК вернул ей краски Примерно 1502 год. Леонардо да Винчи начинает работать над Монной Лизой по заказу итальянского коммерсанта Франческо дель Джокондо. 1516 год. Картина следует за Леонардо, который поступает на службу к Франциску I и живет в замке Кло Люсе под Амбуазом. 1519 год. Леонардо умирает 2 мая. «Лиза» отправляется в замок Фонтенбло вместе с Франциском I. После 1661 года. Полотно передается в Версаль Людовику XIV. 1800 год. Холст царит в спальне Бонапарта во дворце Тюильри. 1804 год. «Лиза» покидает императора и окончательно располагается в Лувре. 21 августа 1911 года. Полотно исчезло! В краже подозревают Пикассо и Аполлинера. Портрет находят в Италии у Винсенцо Перуджиа, стекольщика, работавшего в Лувре. 1919 год. Художник-дадаист Марсель Дюшан рисует Джоконду с усами и делает скандальную надпись. 1939–1945 годы. Картину прячут в пяти разных местах, в том числе в замке Амбуаз и в музее Энгра в Монтобане. 1963 год. Шедевр отправляется в США, где им наслаждаются 1,7 миллиона зрителей. 1974 год. «Лиза» осуществляет триумфальное путешествие в СССР и Японию. 2008 год. Уже тридцать лет Она не покидает Лувр и принимает 6 миллионов зрителей в год.
|
|
|||||||
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | |||||||||