![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 07, 2008КАК ПОЛЮБИТЬ ПОЭЗИЮ?Конечно, тут нет единого рецепта. Могу рассказать, как сама полюбила поэзию. Едва ли не с двух лет знала много стихов Чуковского, Маршака, Агнии Барто и Зинаиды Александровой, которые читала мне старшая сестра Татьяна. Довольно рано читала их наизусть. Но не могу утверждать, что прямо вот любила поэзию. Предстоял большой путь впечатлений, познания и работы души.
Иногда брат садился на тахту, брал в руки семиструнную гитару и, аккомпанируя сам себе, пел тиховатым, приглушенным баритоном с плавными вибрациями стихи Сергея Есенина: Ты меня не любишь, не жалеешь. Меня волновали эти стихи... Не только музыкой своей, но и тем, что поэт говорил в этих стихах не вообще о чем-то абстрактном, отвлеченном, и не вообще о ком-то, не о человеке вообще... Он рассказал о своих личных чувствах и переживаниях, о конкретной девушке и о своих отношениях с ней, которые есть – страсть, пыл, но не любовь в высшем смысле... И о своей грусти о чем-то «дальнем дорогом», что в нем жило, видимо, как потребность. Есенин выразил это состояние ясными словами, с искренностью и лирической смелостью, с тонким психологизмом и подробным художественным анализом своих чувств, лирической честностью и откровенностью, которых до той поры я ни у кого из поэтов не встречала. Его строки завораживали, притягивали... Поэт в них как бы приоткрыл тайники своей души. И вся поэзия у Есенина – такая. Потому она не может не волновать. Потому ее и нельзя не полюбить. Когда старших дома не было, я брала с деревянной этажерки старинного образца, с узорными балясинами, томик Есенина и читала, читала, и оторваться не могла: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.. //Там, на севере, девушка тоже, // На тебя она страшно похожа. // Может, думает обо мне...» Или: «Я, московский озорной гуляка, // По всему Тверскому околотку // В переулке каждая собака // Знает мою легкую походку...» Много раз я читала одни и те же стихи, поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек». Восхищалась и плакала над ними. Над судьбой поэта, которая, если посмотреть на нее философски, оказалась в общем-то счастливой, потому что он, Есенин, оказался «сподобленным судьбе» Пушкина, стал русским народным поэтом, которого любят вся Россия и весь мир. Сестра Татьяна, которая была на четыре года старше меня, иногда говорила:
Но я знала, где она стоит на полке, и читала, когда мне никто не мог помешать. Спустя годы написала об этом: *** Сестре Тане Я брала его украдкою И писала под Есенина, ...Больше всего мне, подростку и девушке, естественно, нравились стихи про любовь. При том, что сама еще не испытала тогда этого чувства. Потом я сферически, как по винтовой лестнице, поднялась и до других стихов Есенина – о родине, которую он не променял бы (и не променял) ни на какой рай, и обо всех его метаниях в эпоху революции, когда он не знал, куда «несет» его и всю страну «рок событий»... ...Рязанский композитор Евгений Попов написал замечательные песни на стихи Сергея Есенина: «Белая береза» и «Над окошком месяц. Под окошком ветер». Многие полюбили поэзию Есенина и обратились к ней благодаря этим песням, из которых вторая особенно популярна: Над окошком месяц. Под окошком ветер. Дальний плач тальянки, голос одинокий – Плачет и смеется песня лиховая. Я и сам когда-то в праздник спозаранку А теперь я милой ничего не значу. Кто-то может полюбить поэзию через частушки, которые могут стать первой ступенью на пути к высокой поэзии. Кстати, когда Есенин выступал в элитарных литературных салонах Зинаиды Гиппиус и других, он не столько читал свои стихи, сколько пел свои частушки, в том числе и такие вот культурологические: Ох, батюшки, ох-ох-ох, Полюбив стихи Есенина, я поняла подлинную глубину Пушкина и Блока, перед которыми он преклонялся. И полюбила поэзию вообще. Тютчева и Некрасова, Ахматову и Волошина, ну, и т.д. Выписывала в тетрадь их стихи, а самое любимое учила наизусть. Думаю, для девушки это хорошая школа воспитания чувств. Став студенткой, писала эссе о поэтах – о том же Есенине, о его предшественнике Тинякове, обо всех поэтах Серебряного века... Чтобы полюбить поэзию, надо в огромном литературном море найти своего поэта, стихи которого тронут и зацепят твою душу и перевернут ее... И ты поймешь, что не можешь без них жить, что хочется все время читать их, цитировать по поводу и без повода: Откуда я пришел, не знаю... Муж хлестал меня узорчатым, Назвать ее нельзя красивой, Что так меня волнует в ней, В раз обе рученьки разжал, Мне грустно потому, что я тебя люблю... Всех женщин все равно не перелюбишь, Все-таки когда-нибудь счастливой Как говорил тот же Есенин, «Попасть достаточно на строчку, и вмиг понятен «Капитал»... Достаточно человеку попасть на ту строчку, которая взволнует, восхитит его, окажется созвучной ему, и он начнет любить поэзию. А зачем ее любить? Чему она служит?! Прежде всего – душе, помогает каждому из нас увидеть мир прекрасным, отринув «случайные черты»... Да, еще раз говорю: поэзия развивает душу человека и все прекрасное в ней и делает мир более понятным, увлекает его совершенством и красотой. Нина КРАСНОВА
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||