![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
||||||||||||||
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 12, 2007Царицына оплошность
Впервые в «Царицыно» я попала глубокой осенью. Под ледяным ветром долго искала
недавно отреставрированный Хлебный дом, где должно было состояться выступление
мужского хора МИФИ. Редкие гуляющие указали на резной мост у кромки леса: за ним
до здания красного кирпича со стеклянной крышей рукой подать. Пробежалась по мосту, толком не рассмотрев ничего вокруг – уж очень было холодно.
И вот он Хлебный дом с мерзнущими на входе гостями. Внутри заботливые билетеры
просят оставаться в верхней одежде – в зале прохладно. Но стоило зазвучать хору
– и зябкий воздух как будто стал теплее. Певцы страстно выводили фразы, и нахохлившиеся
зрители постепенно расправляли плечи. И вдруг во время исполнения кульминационной
композиции один из хористов потерял сознание. Ассоциации – хорошее подспорье для памяти. И до недавнего времени при упоминании
усадьбы «Царицыно» в сознании возникали картинки цвета сепии: гнущиеся под сильными
порывами ветра деревья, призрачные остовы двухсотлетнего долгостроя, голоса, выводящие
духовную музыку под старинными сводами. Мощь и упадок. Тревожно-торжественная,
по-настоящему готическая атмосфера. В нее стоило впустить солнце. Год спустя в
разгар бабьего лета я отправилась в обновленный парк снова. И он заиграл совсем
другими красками. Любительница гуляний и балов Екатерина Великая наверняка осознала бы свою ошибку,
окажись она среди разноцветной толпы с плывущими над ней блестящими воздушными
шарами и коконами сахарной ваты. В солнечный выходной «Царицыно» с проходящей
на его территории ярмаркой меда походило на жужжащий людской улей. От входа по
мощеным дорожкам навстречу друг другу двигались два плотных потока – уже нагулявшиеся
и налюбовавшиеся обновленными царицынскими красотами и вновь пришедшие. Сначала
мне показалось, что вокруг звучит музыка – какой-то веселый марш. А это звуки
сотен шагов сливались в незамысловатый ритм. Пока, поддавшись его объединяющему
настроению, я маршировала в разношерстном строю, вокруг прямо на газонах по-европейски
вольготно возлежали трогательные парочки, почтенные семейства с ползающими по
траве карапузами и утомленные солнцем собаки. Захотелось такого же пикника у обочины: распластаться прямо на газоне, запрокинуть
голову и смотреть в ослепительно голубое небо, на острые башни нового Большого
дворца, плывущие в солнечной дымке, на геометрически правильные силуэты новостроек
у метро. А большой город вокруг пусть и дальше спешит и торопится. Наверное, императрице, приехавшей сюда оценить творение Василия Баженова летним
днем 1785 года, просто не повезло с погодой. Иначе как объяснить ее недовольство
при виде дворцов и павильонов, ротонд и беседок, ворот и резных решеток. Чем не
угодил матушке-императрице архитектор, отдавший царицынскому ансамблю целое десятилетие,
так и осталось загадкой. Только уехала она из своей так и несостоявшейся летней
резиденции, даже не попрощавшись с Баженовым. Еще десять лет усадьбу перестраивал
Матвей Казаков. Но и его старания не удостоились похвалы Екатерины – до окончания
строительства она не дожила. Баженов и Казаков и по сей день спорят, чем раздосадовали царицу, а, может,
оценивают мастерство современных зодчих и реставраторов, воссоздавших их задумки
по сохранившимся чертежам и гравюрам. У нового здания Большого дворца они в ярких
парадных мундирах застыли в вечном диспуте. А рядом с памятником двум архитекторам
вилась длинная очередь к стеклянному входу в здание. От треска затворов и вспышек я ушла в тень – к оврагу, спускающемуся ступенями
к пруду. Здесь тоже кругом были пикники и просто посиделки. А потом совсем рядом
кто-то в изумлении крикнул: «Смотри, они прыгают!» Я повернула голову, проследила
за жестом мальчишки на роликах и увидела вдалеке танцующие струи фонтанов. Водяная пляска загипнотизировала сотни людей. Мост через пруд уже не вмещал
всех зрителей, и некоторые спускались вниз, скидывали обувь и занимали места по
щиколотку в воде. И только утки, не замечая людской суеты, в такт музыке пересекали
пруд, оставляя на воде золотистые полоски. И снова подхваченная толпой я шла вдоль кромки воды, а навстречу бежали длинноволосые
девушки в пушистых рыжих венках из кленовых листьев. Вспомнилось, что именно здесь,
в царицынском парке, уже много лет собирается «вымирающий» вид – хиппи. Забавно,
что бородатые фрилавщики и тусовщики выбрали именно «проклятый» Екатериной парк
для своих безбашенных фестивалей. Я еще немного понаблюдала за бороздящими воду утками, а потом спустилась в
овраг под стрельчатым мостом. С холма наверху тек быстрый ручеек, а по нему плыли
зеленые и алые шарики. Возящиеся в воде дети доставали их, рассматривали и снова
отпускали по течению. Подойдя ближе, я тоже подняла из мокрой травы спелое яблоко.
А потом заметила высоко на горке изогнутые яблони с ярко-красными плодами в еще
зеленой листве. Может и хорошо, что усадьбе «Царицыно» понадобилось более двух веков, чтобы «вызреть». Анастасия БЕЛЯКОВА
|
|
||||||||||||||
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||||||||||||||||