![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 11, 2007Скальпели наголо, стетоскопы – к бою!Ровно в десять утра на плацу войсковой части в подмосковной Электростали выстроились три десятка бравых журналистов. Поблескивающее в лучах солнца профессиональное оружие – не «лейки» и блокноты, а скорострельные камеры и цифровые диктофоны – было наготове. Обойдя ряды пишущей братии, генерал-полковник медицинской службы, проректор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор Иван Чиж сообщил время «Ч» – 10.15. В назначенную минуту по изрядно заросшему полю напротив плаца побежали бойцы, загремели выстрелы. Канонада перемежалась залпами фотовспышек. И вот уже несколько солдат повалились в траву, правдоподобно корчась от боли. На выручку им заскользили военные медики. Так начинались тактико-специальные учения студентов ММА им. Сеченова. Ангел с красным крестом Метрах в десяти еще один тандем: медик колдует над обессилившим от боли: бинтует несчастного. Псевдопациенту даже играть ничего не приходится: угораздило же упасть прямо в муравейник. Ходишь по условному полю боя и чувствуешь себя героем какой-нибудь компьютерной бродилки. Стоит попросить – и участники «игры» тут же по-военному четко и по-медицински точно отрапортуют: «Курсант такой-то, ранение такое-то». Факультет военного обучения появился в ММА в 2002 году. С тех пор ежегодно академия бросает студентов на «передовую», чтобы те закрепили вузовскую теорию полевой практикой. В этом году за компанию с военными медиками-пятикурсниками на «войну» – четырехнедельные сборы – в Электросталь отправились студенты лечебного, медико-профилактического, стоматологического, фармацевтического факультетов и факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров. Всего двести юношей. Девушек, а они на военном факультете – не редкость, на тренировочные огневые рубежи отправят только в следующем году. Но особенно пристрастно своих подопечных проверяет руководитель учений Иван Михайлович Чиж – в прошлом начальник Главного военно-медицинского управления МО РФ. Он участвовал в организации медицинского обеспечения войск 40-й армии в Афганистане и группировки федеральных войск в Чечне. Пока мнимых больных эвакуируют с места сражения, генерал-полковник не скупится на комментарии для журналистов и делает экскурсы в историю военной медицины: За кустами показался красный крест на коричневом боку «уазика» медицинской службы. «Раненых» бережно грузят сначала на носилки, а потом и в машину, чтобы доставить прямиком в развернутую на соседнем поле медицинскую роту полка. Чистилище для бойца Взволнованный курсант Козлов пытается рассказать собравшимся о назначении оборудования, но Иван Чиж, один из его создателей, похвалив парня, самолично расставляет все точки над i. Демонстрирует перевязочный пакет, где вместо дедовской ваты – специально разработанный в Институте хирургии им. А.В. Вишневского полисинтетический материал с антибактериальным покрытием. Индивидуальную аптечку в футляре защитного цвета, которая крепится на пояс. Жгут с липучками – вместо старого резинового образца. Жилет медицинский разгрузочный – облачение стрелка-санитара, в котором медик может оказать помощь 10–15 раненым. Фельдшерскую сумку. Литровую емкость с инфузионным раствором – для возмещения кровопотери. Компактные шины для фиксации поврежденных конечностей. И носилки, принимающие форму тела. – Санитар несет на себе 40 кг. Это должен быть хорошо подготовленный физически человек, – комментирует генерал-полковник. – В России созданы две школы санитарных инструкторов – в Петербурге и на Дальнем Востоке. Подготовка длится полгода... Вслед за группой военных во главе с Чижом совершаем марш-бросок до следующей площадки учений. У каждого факультета здесь своя база. Отделение санитарной обработки – анфилада палаток в березовой рощице – вотчина медико-профилактического факультета. На входе – суровый дозиметрист. По легенде учений, противник «грязных» бомб не сбрасывал, однако курсант все равно обследует принесенного на носилках «раненого» на предмет радиации. Уже в палатке смущенного бойца раздевают, моют. «Чистилище» пройдено. На очереди – медицинская рота полка. Тамошние доктора уже ждут машину с пострадавшими. Черная меткаТранспорт медслужбы не заставляет себя ждать. Подоспевшие курсанты начинают аккуратно извлекать перебинтованных товарищей. –За сколько минут эта машина должна быть разгружена, а, стратеги? – хмурит бровь генерал-полковник Чиж. Тишина. – За семь-десять! – злится Иван Михайлович и снова командует: – Опер-р-р-ративней! Не спать! Время работает против больного! Через несколько минут на поле и под тентом из маскировочной сетки появляются ряды носилок. Оглядываю «раненых» и понимаю: что-то не так. Вот чудеса: сквозь повязки проступила «кровь»! Командир роты обходит свои владения – медицинская рота в распоряжении факультета военного обучения. Начинается сортировка. Первым делом врачам надо изолировать на площадку специальной обработки тех, кто представляет опасность для окружающих. Во-вторых, отправить на следующий этап легкораненых. В реальной жизни это самая большая группа пациентов – 35–40 процентов. Здесь и сейчас медицинскую помощь оказывают лишь самым тяжелым – их бывает до 25 процентов. Каждому «раненому» врачи присваивают сортировочную марку – клочок бумаги определенного цвета и формы, на котором указано, куда требуется доставить пациента: в операционную, противошоковую палату или в перевязочную. А вот и первый тяжелый больной. По легенде у бойца пневмоторакс – состояние, характеризующееся скоплением воздуха или газа в полости плевры. – Как должна быть наложена окклюзионная повязка? – интересуется у курсантов руководитель учений. Медики дружно бинтуют пострадавшего, демонстрируя генерал-полковнику полученные навыки. – Это вы только одну дырку закрыли. А как же выходное отверстие? Главное – загерметизировать плевральную полость, – наставляет Чиж и комментирует для несведущих журналистов: – Отрабатываем элементы десмургии (учение о наложении хирургических повязок). И снова озадачивает студентов: – А как жидкость оттуда выпустить? – Пункцию сделать! – нашлись бойцы. – А делается пункция в медицинской роте? – подмигивает Иван Михайлович. Стоящий рядом офицер интенсивно мотает головой, ребята исправляются: – Не делается. Зеленые человечки Звучит команда «Газы!», и вместо того, чтобы спасаться, зрители с фотоаппаратами и камерами наперевес сломя голову бегут туда, где из-за деревьев наползает желто-зеленый дым. Из него выступают новые гуманоиды и, как профессиональные модели, умело позируют и дефилируют по мостику, перекинутому через овраг. Но шутки шутками, а курсантам уже пора держать следующий экзамен – правильно снимать спецодежду. Все разоблачаются по уставу: сначала скидывают плащ, потом обувь, последним рывком – противогаз. – Сняли, а теперь надеваем противогаз! – командует Чиж. – Я лично всю химзащиту надевал на «отлично». В отличие от генерал-полковника с заданием справляются не все студенты. Оно и понятно: устали. Но «раненые» не могут ждать. И снова на поле начинается брожение. Условный противник применил оружие массового поражения. Площадка делится на «чистую» и «грязную» половины. На первой территории пораженных раздевают, потом переносят дальше. На «чистой» половине обрабатывают средствами индивидуальных противохимических пакетов, вводят антидот. Под шумок спешу к развернутым неподалеку подвижному комплексу врачебной помощи ПК ВП и автоперевязочной АП-2. Это сборные конструкции из автомобилей и палаток. В первой врачи за час могут облегчить страдания 15–20 человек, во второй – 7–10. Говорят, у этих комплексов нет аналогов в мире. Внутри кипит работа, разложены блестящие инструменты. Меня эскулапы даже не замечают – готовятся к приходу настоящего ревизора. Но как только нахожу ведущую наверх лестницу и взбираюсь по ней в операционную, больше похожую на каюту космического корабля, ко мне тут же присоединяется доктор. По легенде, его пациент пострадал от взрыва авиабомбы и находится в тяжелом состоянии. – Как будете лечить? – интересуюсь у студента пятого курса научного факультета Антона Тихановского. – Диагностирован перелом основания черепа. Все лечебные мероприятия направлены на профилактику отека мозга, – без запинки отвечает он. – У пациента ранение руки – была наложена шина Крамера, произведена остановка кровотечения. В ближайшее время отправим его в госпиталь. В соседней операционной команда врачей «борется за жизнь» солдата со сквозным ранением брюшной полости. Под светом ярких ламп курсант, играющий эту роль, выглядит мертвенно-бледным. Но на вопросы подоспевших экзаменаторов четко отвечает даже лежа. Наконец все испытания закончились. Курсанты выстраиваются в длинную очередь к полевой кухне. Жадно уплетая перловку прямо на ходу, счастливчик, которому досталась первая порция, кричит остальным: – Сегодня каша лучшая за месяц! На мой вопрос, насколько полезны сборы, студенты, не сговариваясь отвечают, что это отличная практика. А я желаю им, чтобы навыки, полученные здесь, довелось применять лишь в мирное время. Анастасия БЕЛЯКОВА Фото автора
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||