Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях.
А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.
Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.
Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.
Надеюсь, что нам удастся представить Вам увлекательную историю создания и деятельности СтМ.
Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.
Альма-матер телезвезд и газетчиков опять стукнуло «семнадцать». На самом
деле больше, но это не в счет. Потому как с цифрами на журфаке МГУ не дружат с
самого начала. Как и все даты, юбилей факультет на Моховой отмечает дважды. Первый,
в этом году, – шестидесятилетие со времени открытия на филфаке МГУ отделения журналистики.
И второй – в 2012 году, – столько же с превращения журфака в самостоятельную «единицу».
Как пили, как ели…
На
«единице» этой Сталин лично(!) поставил автограф, имея в виду, конечно, кузницу
идеологических кадров и бескомпромиссных партийцев. «Кадры» – вчерашние мальчики
в шинелях, взявшие Берлин, а иные и Порт-Артур – поняли бескомпромиссность по-своему
и в считанные годы хрущевской «оттепели» превратили журфак в рассадник свободомыслия.
О чем неизменно вспоминают на всех встречах выпускники и главный вольнодум, блестящий
американист и бессменный вот уже сорок с гаком лет декан факультета Ясен Засурский.
В этот юбилей не вспоминали. В этот шутили – мрачно, почти по-чеховски. «Какие
были отчаянные либералы, как пили, как ели...». Общий посыл подслушанных у «старших»
выпускников – сплошь медиалиц – разговоров грозил превратить 60-летие в праздник
со слезами на глазах. Со слезами по Ане Политковской и другим утерянным птенцам
Ясена.
Если
бы не вчерашние студенты, наследники по прямой, которые все «портили» светскими
беседами в сквере – кто и как удачно устроился, какие перспективы. Сколько «баков»
у мальчиков. И детей – у девочек. Ни слова о неистовом Виссарионе, который позволил
себе критику еще до гласности. Ни звука о Герцене, революционном «колоколе», вещавшем
из вредного Лондона. Ни-ни об отточенном на журфаке пере Отто Лациса, о заостренных
здесь же критериях Марианны Максимовской. Ни взгляда на разбросанные по всему
журфаку символы либерализма – портреты знаменитостей с Моховой, из века нынешнего
и минувшего. Лица Владислава Листьева и режиссера Марка Розовского в фоторамках
и разукрашенный, наверное, в отместку за Гоголя бюст Белинского в углу журфаковской
балюстрады оторопь вызвали только у глав профильных факультетов.
О «лейках» и ступеньках
Их,
«коллег» из пятидесяти вузов страны и ближнего зарубежья, на юбилейный Форум деканов
журфак МГУ позвал тоже с «крамольной» мыслью – высказать «фи» министерским планам
перехода на двухуровневую систему образования, когда годы учебы разделяются на
бакалавриат и магистратуру. И единым фронтом выступить за включение журналистики
в перечень творческих специальностей – чего де-юре, оказывается, со второй древнейшей
до сих пор не сделали. Но что, в случае успеха эмгэушной инициативы, позволит
привлечь к преподаванию «звезд журналистики» и давать им ученые степени даже при
отсутствии кандидатской и докторской.
– Профессия журналиста такова, что требует своевременного включения студента в
практику. И мэтры, доказавшие свою творческую состоятельность, способны ему в
этом помочь, – резюмировал выступление Ясен Засурский. Гости согласно кивали.
Они готовы были разделить озабоченность коллег из МГУ и в гостинице «Золотое кольцо»,
где вечером юбилейного дня Засурский повторил те же тезисы, но уже в присутствии
чиновных лиц из комиссии Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной
политике и свободе слова. Но там тяжелая артиллерия в лице уже самих «практиков»
– неистового депутата Госдумы Александра Хинштейна и редактора «МК» Павла Гусева
– прошлась и по реформам, и по самим журфакам с их педагогическими грешками.
Мол,
предложение не отвечает спросу. Факультеты выпускают кого угодно – пиарщиков,
рекламщиков, web-дизайнеров, но только не тех, кто идет по жизни с «лейкой» и
блокнотом. То есть выпускают, но единицы, которые замглавы Роспечати Владимир
Козлов легко перевел в цифры: две тысячи журналистов ежегодно готовят 120 государственных
и негосударственных вузов, а отдача близка к нулю. Девяносто процентов в профессии
– без профильной «корочки».
Претензии множились, как грибы после дождя: несовершенство системы повышения квалификации
педагогов, отсутствие нормальной материальной базы на журфаках и четкой специализации.
От
матпомощи Засурский не отказался, но полушутя вспомнил про печатную машинку, которую
журфак когда-то имел в количестве «айн штюк», а сейчас и вовсе не имеет – хватает
компьютеров. Плюс теле- и радиоцентры, к которым добавлены новые рубки, цифровая
типография, продвинутый компьютерный класс. Что же до узкой модульности, тут,
подчеркнул декан с Моховой, позиция «теоретиков» серьезно расходится с мнением
«практиков»:
– Все в масс-медиа движется к конвергенции. К тому, чтобы готовить журналистов-универсалов,
способных легко перейти из печати в сетевое издание, из Интернета – на радио,
с аудио – на видео и обратно.
Зато вопрос журналистской этики – особенно в светской хронике, бесчисленных ток-шоу
и «плохих» новостях – профессор Засурский счел нужным заострить до предела, до
готовности открыть в своей епархии кафедру деонтологии, занятую как раз проблемами
морали и долга.
Трое суток не спать
Долг
на журфаке, кстати, тоже понимают по-своему. Встреча выпускников, которых у факультета
уже двадцать тысяч с хвостиком, назначена на четыре. Но стекаться к Моховой начали
с двух. Деканы, приглашенные на непраздные «юбилейные» беседы, не успели исчезнуть.
А 232-ю аудиторию – ту, что трижды меняла названия вслед за страной – с Б. Богословской
на Б. Коммунистическую и наконец – на нейтральную Б. Академическую – уже штурмовали
«акулы пера» и телезвезды. Стремительно ручкались, стреляли сигареты, курили,
заполняя собой парадную лестницу. Ту, что красуется на коллективных «курсовых»
снимках у многих «Витек с Моховой» – от Людмилы Петрушевской и Ирены Лесневской
до Дарьи Донцовой и Оксаны Робски.
Гул
пчелиный, толкотня – неизменно галантный Засурский целовал «теледамам» ручки...
Ручек и пятерней много – ни один факультет не похвастает таким количеством «золотых»
кистей на квадратный метр. Сама доминошница Ханга из «ящика» щедро раздавала интервью.
Сам энтээновец Антон Войцеховский дефилировал между крыльцом и гранитной пятой
Ломоносова – живой, курилка, не эфирный. Сам телерепортерАркадий Мамонтов сгреб
в охапку «старшую филологиню» Людмилу Татаринову, которая еще нашим папам читала
«Слово о полку Игореве». Сам спецкор Грунский навстречу...
И
его однокурсницы, как пароль, выдохнули наше любимое, журфаковское: «Муза, скажи
мне о том многоопытном муже, который, странствуя долго со дня, как святой Илион
им разрушен, многих людей и города посетил, и обычаи видел». Чем сразу же опровергли
поднятые в коридорах «Золотого кольца» разговорчики о «факультете ненужных вещей»
и покоцанном гуманитарном образовании журфаковцев.
И снова в кулуарах на Моховой – в сотый раз повторяемые байки. Про зачетки,
поднесенные лектору по «античке», аки дары данайцев, в брюхе детского конька-горбунка.
Про дон-кихотова коня Ренессанса, про Джона Рида, с которым нельзя быть «немного
знакомым». Про работу, которая убежит, если сразу за дело не взяться...
Кто-то из выпускников шлепнул на доску с «хвостами» бумажку с очередной вакансией.
Ее не сорвут, когда нарисуется новая – ее аккуратненько переклеят на другой стенд.
Журфак – едва ли не единственное место на свете, где наличие трудовой книжки с
первого курса только приветствуется. Декан внушает: «Молодым нужно жить напряженно».
«Есть!» – берут под козырек молодые и готовятся «трое суток не спать, трое суток
шагать ради нескольких строчек в газете». А потом отдыхать трое суток. Чтобы только
не трубить от звонка до звонка: с дисциплинкой у выходцев с Моховой тоже свои
отношения – либеральные.
Я спросил у Ясена
Нахальной
песенке «Я спросил у Ясена, где моя стипендия...» в кузнице перьев учатся сразу
же. А профессии – целую жизнь. Между Гомером и Фучиком. И после, когда птенцы
гнезда Ясена – вы будете смеяться – разлетаются по редакциям.
Отдельные экземпляры даже зависают в ремесле. Как колумнисты Игорь Свинаренко
и Андрей Колесников, как те же мои однокурсники – спецкоры «Newsweek» Артем Вернидуб,
Маша Железнова и главный арт-критик ночного эфира «Культуры» Анна Лошак. Я все
же нашла их среди десятков и сотен журфаковских лиц – узнаваемых и не очень. Мы
даже обнялись, чего раньше не делали. Болтали – уже не об обществе, а личных его
«ячейках». О деле – каждый, наконец, о своем. О книгах – еще не написанных. И
собственных сайтах – не созданных. До «универсалов», и правда, нам еще далеко.
Как успеть совместить, «конвергировать» все свои интересы и амбиции – от этих
мучений нас, слава Богу, «старшие» в тот вечер избавили. Не взяв на «Женитьбу»
в театр Маяковского, где Евгения Симонова - Агафья Тихоновна, как канон, повторяла
заветы Засурского: «Если бы губы Никанора Ивановича приставить к носу Ивана Кузьмича,
да взять сколько-нибудь развязности Балтазара Балтазарыча...». Мы не обиделись.
Мы по по-подколесински сбежали со свадьбы, пардон, с юбилея. Оставив на Моховой
только студентов – в библиотечной очереди, которая, кажется, не исчезла до ночи.
У кого – юбилей, а у кого – пересдача. При всей своей как бы рахлябанности журфак
не простил бедолагам незнания риторики Демосфена и публицистики Маркса. И право
плюшками баловаться в день 60-летия, увы, дал только обладателям «корочек». И
пиши после этого – факультет либеральный...