![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 03, 2007Проблема детского и юношеского чтения в России... Нужна ли нам Наташа Ростова?В республике Нигер, что в Западной Африке, процент грамотности населения – всего 14%. В России – 98%. К сожалению, у статистики нет точных данных, чем занимаются оставшиеся два процента россиян. С абсолютной точностью можно сказать лишь, что они не читают «Ст.М».
Именно тем, что круг таких людей с каждым годом сужается, и были обеспокоены участники встречи за «круглым столом» под названием «Проблема детского и юношеского чтения в России и в Москве: прошлое, настоящее, будущее», которая прошла в декабре прошлого года в Центральном доме журналистов под эгидой Комитета по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы. Правда, о прошлом участники встречи говорили мало – настоящее живее и нагляднее, а будущее при таком настоящим легко прогнозируется. Числа неумолимы. По данным, которые представила заведующая отделом координации и развития публичных библиотек Центральной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова Оксана Александровна Чувильская, 37% москвичей книг не читают вообще, читают газеты – 16%, аудитория развлекательных журналов – 7%, читают от случая к случаю (наверное, от «Алтуфьевской» до «Пражской») – 40%. И только 23% опрошенных порадовали, что читают постоянно. Но лишь у 4% москвичей есть домашняя библиотека. Причем из тех, кто все же читает, 24% отвоевали издатели женских детективов, 18% достались русским триллерам и детективам. Оценить труды современных отечественных прозаиков могут лишь 5%, и всего 4% интересуются зарубежной современной прозой.
Наталья Алексеевна Попова, доцент филологического факультета Московского государственного педагогического университета, озвучила результаты другого интересного исследования. Она опросила шестьдесят школьников, которые собираются поступать в университете Дружбы народов на филологический факультет, то есть своей будущей профессией избрали работу со словом. Но даже они честно ответили, что читать хорошую литературу «для души» у них нет времени. Слишком много предметов в школе, слишком много отвлекающих факторов. Поэтому читают только то, что нужно по программе, да и то нередко – в изложении и сокращении. Отвлекает и массовая литература – то, что можно прочитать в метро и тут же забыть: этакая жвачка. К тому же чтение классической литературы и хорошей современной – труд. Нужно время, чтобы осмыслить, понять, пережить, а его у современного школьника нет. Еще одним виновником такой ситуации многие назвали школьного учителя – вернее, отсутствие хорошего школьного учителя.
Как всегда, высшая школа во всех бедах винит среднюю, школьные учителя предлагают искать причины в семье, а папы-мамы перекладывают заботы по воспитанию детей опять же на школу. Выступление преподавателя русского языка средней школы №499 Ольги Станиславовны Мончаковской меня приятно удивило. Ни слова – о плохих родителях, о низкой зарплате, о неуважении к профессии учителя. - Не надо драматизировать, – сказала она. – Дети читают, и читают много, вопрос в том, что именно читают... Если по объему – восприятие текстовой информации приобрело глобальные масштабы: реклама, газеты, журналы... Но юный мозг не резиновый, он воспринимает информацию дозировано. Поэтому многие подростки, как вы можете заметить, ездят в транспорте, закрыв глаза и надев наушники – они не хотят воспринимать чужую информацию и слушают свое. - Откуда проблема восприятия художественного текста? – обратилась Ольга Станиславовна к участникам «круглого стола». – Сегодняшние дети читают не так, как мы с вами, и не так, как читали поколения десять, двадцать лет назад. У них в основном визуальное восприятие. Им трудно осмысливать прочитанное. А значит, нужны способы визуализации информации, например, экранизация классических произведений. Еще одна проблема – изменение жанровой актуализации чтения. Для нас с вами оды XVIII века давным-давно неинтересны. Точно так же нашим детям неинтересны и непонятны герои романов XIX века. Взять, к примеру, Пелевина. Его можно ругать или хвалить, но его читают, потому что он представляет сегодняшнего молодого человека...
- Юной девушке, которая читает «Войну и мир» и отождествляет себя с Наташей Ростовой, трудно понять, что у героини романа те же проблемы, что у нее самой. У современной девочки есть, конечно, свои заботы: как купить мобильный телефон, как модно одеться, чтобы выглядеть не хуже сверстников. И ей никто не объяснит, что те моральные принципы, которые применимы к Наташе Ростовой, применимы и к ней. В стране серьезная проблема подростковой проституции... Я не говорю, что это только оттого, что дети не читают. Это в большей мере результат безответственного отношения общества в целом к формированию моральных норм. А моральные нормы формируются, в том числе, и хорошей литературой. Обсуждение длилось более двух с половиной часов: выступали психологи, учителя, сотрудники библиотек, преподаватели вузов. Кроме названных проблем, говорили еще и о том, что в школах сейчас практически нет библиотек, где можно было бы взять домой не учебник, не хрестоматию, а книжку «для души». О том, что во многих семьях не принято читать. Но если папа зациклен только на футболе, а мама – на сериалах, как объяснить ребенку, насколько для его полноценного развития необходимо читать? Показалось, проблема чтения не решаема, и с этим уже ничего не сделаешь. В этом мягко упрекнул своих коллег по «круглому столу» писатель Эдуард Николаевич Успенский. - Я слушаю выступления участников, и буквально обливаюсь слезами. Они рисуют очень грустные картины. Такое впечатление, что вся работа бессмысленна, пока не включится телевидение. А оно не включится, потому что стало частным. Если хотите серьезно заниматься пропагандой чтения, пропагандой отдельных книг, объяснением того, что ребенок без чтения теряет воображение и будет плохим инженером, что, если уходят книги, уходит национальный менталитет, нужна программа, обучающая чтению. Час в день на телевидении – неужели нельзя выделить? И это должна быть «вкусная» программа, чтобы у зрителей сложилось представление, что не читать – немодно. А телевидение сейчас настолько гнилое, что любая светлая программа будет смотреться с удовольствием. Но это должна быть программа для родителей, а если она окажется интересной, ее будут смотреть и дети. Примерно тот же путь решения проблемы предложила и Ксения Молдавская, обозреватель газеты «Книжное обозрение», которая считает, что нужно «увешать» города социальной рекламой, которая призывала бы читать книги. Она упрекнула коллег в том, что они сами мало пишут о хорошей литературе. По сути, постоянные «книжные» колонки есть только в нескольких изданиях, при этом далеко не массовых. Но даже те сайты, газеты и журналы, которые пропагандируют чтение, мало известны, а потому их необходимо рекламировать. - Достаньте ручки и запишите, – «скомандовала» Ксения. – Сайт «Библиогид», «Экслибрис НГ», «Книжный Петербург» на сайте krupa.spb.ru, сайт «Писатель.ру», журнал «Читаем вместе». А я вспомнила рекламные щиты, призывающие заниматься спортом, и то, как широко освещается в СМИ открытие каждого нового спортивного детско-юношеского центра. Здоровье, спорт, олимпийские рекорды, это, безусловно, прекрасно – социальная реклама работает успешно. Но не в спартанцы же мы готовимся – не пора ли подумать и о нашем духовном здоровье? Дарья ЧАЛИКОВА
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||