![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 06, 2006Река Волка: Берикуль – прародина золотой лихорадкиБерикуль – крохотная, затерявшаяся в складках поросших хвойником гор, речушка в Мартайге (как сокращенно называют Мариинскую тайгу), правый приток реки Кии в ее верховьях. Речка не простая, золотоносная. Протекает в местах, где сходятся границы Красноярского и Алтайского краев и Кемеровской области. Не верится, что на ней, маленькой и шумливой – ее в некоторых местах, разбежавшись, можно перепрыгнуть. – без малого двести лет назад разыгрывались нешуточные страсти. Именно здесь, на берегах труднодосягаемой таежной речки, началась золотая лихорадка.
Берега были просто усыпаны золотыми россыпями. Беглецы, забыв про усталость, еду и сон, только успевали собирать слитки. «О, да здесь золота столько – хоть бери куль, да собирай!» – якобы воскликнул в азарте один из беглецов. Слияние слов «бери» и «куль», дескать, и дало речке название. Ученые-лингвисты считают, что название образовано от кетского «бору» – «волк» и кетско-ассанского «кул/ул» – «река». Тогда выходит, что «Берикуль» – «река волка». Другая легенда гласит, будто обитал в окрестностях старообрядец-крестьянин Егор Лесной. Жил в избе вместе со своей воспитанницей на берегу большого озера Берчикуль, что в 15-20 километрах отсюда. Время от времени отправлялся в глухую горную тайгу, откуда возвращался с золотом. Много металла намыл старатель-одиночка. В избе у Егора в красном углу висела икона, щедро им самим разукрашенная золотом. Была это ничтожно малая часть того, что он добыл. Остальное хоронил в земле – не то возле избы, не то в тайге, опасаясь быть ограбленным. Даже воспитаннице не доверял секрета.
В 1826 году верхотурский купец первой гильдии Андрей Яковлевич Попов вместе с племянником Федотом, тоже купцом, успешно занимавшиеся до тех пор виноторговлей, решили прибавить к занятию виноторговлей еще и золотодобычу. Поповы, подав прошение на занятие старательством и получив разрешение отыскивать золотые пески и руды по всей Сибири, отправились на поиски сначала в Тобольскую, потом в Томскую губернию. Искали золото возле самого Томска, но почти безуспешно. Целых двести тысяч рублей зря по первости вбухали. Собирая сведения о богатых находках золота и прослышав об удачливом старателе-отшельнике с озера Берчикуля, Андрей Попов послал к нему своих подручных, чтобы выведать тайну. Егор Лесной своих секретов не выдал. Тогда купец лично отправился на озеро Берчикуль. Однако опоздал: Егор к его приезду был кем-то задушен. Тем не менее, приехал он на озеро Берчикуль не зря: выпытал-таки, где искать золото, у воспитанницы Егора Лесного…
Прииск «1-я Берикульская площадь», на котором начали работы новоиспеченные сибирские золотопромышленники Поповы, в 1829 году дал 1 пуд и 20 фунтов золота. В 1830-м намыли более четырех с половиной пудов, а спустя еще пять лет добыча золота на речке Берикуле и нескольких других малых притоках Кии выросла до 16 с лишним пудов. Хотя августовский «Горный журнал» в 1835 году, говоря об открытом Поповыми богатого прииска «1-я Берикульская площадь» и подчеркивал, что «несомненно, этим открытием руководил случай...». С таким же успехом можно назвать везением открытие в 1829 же году новых золотоносных приисков компанией Рязанова, Казанцева, Баландина рядом с приисками купцов Поповых в системе притоков реки Кии – Берикуль, Макарак, Малый Кундат – сказочно богатого золотом Кундустуюльского ключа. Именно тогда и именно на Берикуле и в его окрестностях было положено начало развития золотопромышленности в Сибири.
Золотая лихорадка охватила сибиряков. Томичей, мариинцев, енисейцев, красноярцев... Только в 1830-х годах число занявшихся частной золотопромышленностью перевалило за двести человек. По диким таежным землям рассеялись к 1840-м годам несколько сотен поисковых партий. Если учесть, что каждая состояла примерно из десяти человек, нетрудно подсчитать, что счет старателей шел уже на тысячи. В золотопромышленность были втянуты еще и люди, обеспечивавшие партии продуктами, одеждой, оружием, лошадьми, кровом, необходимым инструментом и т.д.
Вернемся, однако, к Берикулю. К тому месту, где тайно мыл золото в начале XIX века загадочный Егор Лесной. После начала разработки «1-й Берикульской площади», Кундустуюльского ключа в Сибири в 1830-1840-х годах следовали открытие за открытием золотых россыпей и росла золотодобыча. А вот за рубежом дела шли неважно. В США, например, правительство в 1838 году получило от золотодобывающего ведомства отчет, где отмечалась все меньшая выгодность работы на золотых рудниках.
«Снежная цепь гор Калифорнии в ее минералогическом строении совершенно сходна с горными породами Сибири», – писал английский геолог Р. Мурчисон. Путешествуя по Египту, русский горный инженер подполковник Егор Ковалевский в 1848 году отмечал, (что потом подтвердилось): «И здесь (в Тумате), как на Урале и Алтае зеленокаменные породы – самые благонадежные указатели местонахождения золотосодержащих россыпей». И пусть сейчас за рубежом мало кто даже подозревает, что точкой, откуда тянутся все громкие золотые открытия, является затерянная в складках сибирских гор речка Берикуль, где тайно бутарил золото загадочный таежник, возможно, старовер, возможно, беглый каторжник Егор Лесной, – что напоминать об этом миру? Важно помнить хотя бы самим. Валерий ПРИВАЛИХИН
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||