Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях.
А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.
Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.
Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.
Надеюсь, что нам удастся представить Вам увлекательную историю создания и деятельности СтМ.
Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.
Наши партнеры
"Студенческий меридиан" - год основания - 1924, май
Настырные историки еще в советские времена убедили нас в том, что первый номер всероссийского студенческого журнала увидел свет в мае 1924 года. Видимо, так оно и было. Правда, ни первого, ни второго, ни последующих номеров того года никто из ныне живущих современников не держал в руках. Ни один архив или книгохранилище этими номерами 1924-го, по нашим данным, не располагает.
Известно только, что они были изъяты то ли за правый уклон то ли за левый. Что уж там конкретно наш первый ответственный редактор, большевик с дореволюционным стажем Вячеслав Михайлович Молотов и его команда напечатали, нам неведомо. Однако пришлось ЦК ВКП /б/ обратить внимание на журнал.
А славный генсек товарищ Сталин лично почтил редакцию своим вниманием, провел заседание редакционного совета "Красного студенчества" и заодно просветил коллектив в политграмоте и остроте момента, о чем имеется соответствующая стенограмма в его ПСС.
Видимо, следствием столь необычного разговора по душам, и стала смена руководства. У штурвала беспокойного коллектива встала первая леди революции Крупская Надежда Константиновна. Великий педагог, она на самом деле результативно занималась вопросами студенчества и, кроме того, опубликовала значительное число педагогических статей.
Кстати, примерно в эти же годы в коллективе "Красного студенчества" расцветал талант знаменитого художника и фотографа Александра Родченко, который привлек с сотрудничеству самого В.В.Маяковского. Впрочем, все знаменитости тех лет от Нобелевского лауреата, физиолога Ивана Павлова до будущего академика-физика Льва Ландау, а также все известные и не очень известные поэты и прозаики 30-х годов считали за честь вести диалог с учащейся молодежью на страницах популярного издания .
Во второй половине 30-х - журнал уточняет свое название и становится "Советской молодежью". Под этим же именем он продолжает жить в последующие десятилетия... До той самой поры пока на волне послевоенной борьбы с вредительством и упадничеством, - практически параллельно со знаменитым ленинградским делом,- журнал не попадает в жернова красного террора... В результате - редакция вместе со своими шефом Б.Четверяковым оказывается в местах не столь отдаленных.
...Новая жизнь редакции всколыхнулась вместе с возникновением и развитием в стране стройотрядовского движения. "Студенческий меридиан" (новое имя пошло от Валерия Евсеева, ныне гл. редактор газеты "Вечерняя Москва") в 70-е годы набирает стремительные обороты и в середине 80-х имеет свой рекордный тираж - почти полтора миллиона экземпляров.
Нельзя не вспомнить настоящих героев этой не столь уж давней истории. При редакторе Владимире Илларионовиче Токмане (1973-1974) журнал утвердился, занял прочное место в числе известнейших молодогвардейских изданий. Тогда же - в самом начале 70-х - началось сотрудничество с журналом одного из любимейших у читателей авторов - публициста Игоря Алексеевича Акимова. Его журналистские материалы, проза, а также повествование о таланте, механизмах его развития "Мальчик, который умел летать...", созданное в содружестве с психологом Виктором Васильевичем Клименко, стало бестселлером и путеводным наставлением для нескольких поколений. Именно И.Акимов принес в редакцию и первые рукописи легендарного проф. Мак-Иова Риго, создателя курса лечобы "Болит? Помоги себе сам".
При главном редакторе Владимире Павловиче Грошеве (1976-1977) "Ст.М." приобрел общественный вес и влияние в госструктурах. Занимаясь в основном политическими вопросами, Владимир Павлович поручил мне, тогда совсем молодому журналисту, всю творческую сторону работы редакции. При Владимире Дмитриевиче Попове (1978-1987) журнал приобрел жесткость, агрессивность и Михал Михалыча Жванецкого, вывезеного из Ленинграда в Москву для укрепления отдела сатиры и юмора. Тогда же "Ст.М." взял под свое крыло студенческую самодеятельность и ее высшую творческую ипостась - СТЭМы, студенческие театры эстрадных миниатюр. Донецк и Алма-Ата, Волгоград и Санкт-Петербург колотило в творческом озарении, когда на их подмостках самовыражались студенты со всего СССР.
В те же легендарные годы началась дружба редакции "Ст.М." с выдающимся русским мыслителем Алексеем Федоровичем Лосевым (журнальные публикации стали основой книги "Дерзание духа") и замечательным прозаиком Виктором Петровичем Астафьевым (на страницах журнала опубликована одна из редакций повести "Пастух и пастушка"). На страницах "Студенческого меридиана" были впервые опубликованы многие замечательные "исторические миниатюры" Валентина Пикуля. Именно эти публикации поспособствовали возвращению писателя к сотрудничеству с издательством "Молодая гвардия", где в 1954 году вышла его первая книга. То же последовало и после появления в журнале повестей Михаила Анчарова "Дорога через хаос", "Страстной бульвар", "Козу продам".
С особенной любовью старожилы "Ст.М." вспоминают М.В.Никорука(1977-1978). Судьба подарила нам счастье работать почти год под началом этого уникального человека. Не знаю, согласится ли наш бывший гл.редактор, но я убежден: для него самого эти 11 месяцев жизни были самые творческие и яркие. Именно он внедрил в редакцию Андрея Игоревича Сперанского, дизайнера-новатора. С приходом этого творчески беспокойного и скандального человека началось стремительное обновление не только облика, но и нутра издания. Заработало мощное трио: Ростовцев - Репина - Сперанский, журнал на десятилетие приобрел имидж издания поискового и необычного для советской периодики тех лет. Нам многое прощалось; потому, во-первых, что журнал "все-таки студенческий"; и, во-вторых, - наши вчерашние редакторы, стремительно уходили на повышение. А потом, с партийного Олимпа, прикрывали любимое чадище. Но Мирослав Васильевич Никорук преподал нам и совсем особый урок - он на своем примере доказал, что и начальник может оказаться человеком. Это была новизна похлеще всякого журнального сюра. Та свобода, с которой мы творили еще при Грошеве, под началом Никорука оформилась в потребность; и это помогало нам в последствии отстаивать себя в острых спорах в любых кабинетах, выживать в критических и экстремальных ситуациях.
Новый образ и концепция "Ст.М." обеспечили ту популярность, которую журнал приобрел в конце 70-х- начале 80-х годов и когда подписной тираж стремительно подскочил с 13000 экз. (в 1977 году) почти в сто раз к началу 80-х. В годы ограниченных бумажных ресурсов тираж мог расти только за счет увеличивавшейся подписки и то в пределах выделявшихся лимитов.
Пришел срок и Андрей Сперанский ушел создавать первый в стране цветной еженедельник "Собеседник", а его достойно заменил вчерашний студент из полиграфического - Александр Архутик. С тех пор на счету нашего замечательного дизайнера Александра Борисовича Архутика создание нескольких десятков макетов журналов, газет и альбомов.
Одна из очевидных удач редакции - предоставление крыши для такого многостаночника, каким показал за годы сотрудничества, Владимир Владимирович Шахиджанян. "Учимся говорить публично" и "Соло на пишущей машинке", успешная педагогическая деятельность в МГУ и нашей (при редакции) творческой студенческой студии. И сейчас неувядаемый автор "1001 вопроса про это" в числе самых близких и преданных друзей-союзников редакции.
Как не вспомнить первую в стране ССБ - службу содействия браку, родившуюся в одном из редакционных кабинетов. Усилиями замечательного психолога Юрия Михайловича Орлова она стала в какой-то момент заметным явлением общественной жизни и принесла журналу десятки тысяч заинтересованных писем, помогла молодым читателям разобраться в себе, в тончайших вопросах становления личности.
Кстати, о редакционной почте. Упоминание о десятках тысяч писем - не преувеличение. В редакционном архиве хранится сертификат "Книги рекордов", подтверждающий, что редакция обладает уникальной коллекцией из 36 тысяч (!) читательских поцелуев, присланных в "Ст.М." нашими горячими поклонницами.
Большой вклад в развитие журнала внесли Министры образования СССР В.П.Елютин (в частности, он добился отмены сокращения объема издания в год бумажного кризиса) и Г.А.Ягодин, предметно и дотошно занимавшийся всеми редакционными проблемами. Неформальный интерес к журналу проявлял Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Б.Н.Пастухов (именно по его инициативе в составе сотрудников редакции появился М.М.Жванецкий).
Журнал придирчиво читали и направляли, с журналом сотрудничали В.И.Белов, Ю.В.Бондарев, С.С.Гейченко, Б.Екимов, Е.А.Исаев, Ю.П.Кузнецов, Д.С.Лихачев, В.И.Лихоносов, В.Г.Распутин, В.В.Чикин.
Журнал стал первым местом работы, началом культурно-просветительской деятельности В.И.Толстого, ныне широко известного директора музея-заповедника "Ясная Поляна".
Ярким эпизодом истории журнала стало сотрудничество, переросшее в личную дружбу многих из нас с фронтовым фотокорреспондентом Евгением Ананьевичем Халдеем. Он с удовольствием выполнял любые редакционные задания, проводил активную военно-патриотическую работу среди студенчества. Его авторская выставка "От Мурманска до Берлина" была показана во многих вузах страны, от родного ему Донецка до Ташкента. И еще послужит редакции. Свой очевидный культурный вклад в развитие журнала внесли и другие фотохудожники - Анатолий Заболоцкий, Валерий Корешков, Валерий Арутюнов, Витус Луцкус, Валерий Бутырин, Григорий Талас, Александр Черных. Живописная портретная галерея "Ст.М." (уникальная акция для своего времени!) выдающихся деятелей культуры - А.Ф.Лосева, Д.С.Лихачева, Д.Кугульдинова, В.П.Астафьева, В.И.Белова, Э.Г.Межелайтиса создана в средине 80-х годов творческими усилиями студентов Суриковского института, а ныне известными художниками России Юрием Вороновым и Дмитрием Санджиевым. Примерно тогда же на страницах журнала впервые были представлены публике две студентки, одна из которых в настоящем - известный московский модельер Виктория Андрианова, другая - актриса Екатерина Стриженова.
Журнал поддержал культурно-историческое движение "Энциклопедия русских деревень", созданной стараниями президента академии ВАСХНИЛ А.А.Никонова и поэта Григория Калюжного. Сегодняшним результатом деятельности движения стали десятки книг издательства "Энциклопедия сел и деревень". Редакция вообще активно занималась природо-охранной деятельностью, смело шла на конфликт с сильными мира сего. Конфликт с Кировским ОК КПСС разбирался в самых высоких инстанциях.
Конечно, настоящий разговор об истории, традициях драматических перипетиях судьбы редакционного коллектива журнала "Студенческий меридиан" еще впереди. Но несомненно, что подлинным хранителем устоев и традиций журнала, - самой его легенды, - стала Ирина Павловна Репина, когда-то литсотрудник, а ныне - генеральный директор издания. Можно безо всякого преувеличения утверждать: вся ее жизнь прошла в служении любимому делу, отдана редакции. Сегодняшние успехи "Ст.М." - это личная заслуга И.П.Репиной.
В последние годы концепция издания претерпела некоторое уточнения, на обложке под логотипом написано: журнал для честолюбцев. Да, сегодня он в первую очередь обращен к тем, кто стремится к серьезному жизненному делу и успеху в нем; ля тех, кто хочет добиться большего. В то же время мы стремимся помочь нашему читателю: не забывать в себе того парня или ту девушку, которые только-только переступили порог выбранного ими храма науки, только начавших свои жизненные университеты. Были чистыми и наивными, целеустремленными и дерзновенными.
Членами редсовета (редколлегии) были в разные годы: Виктор Астафьев, Феликс Волков, Алексей Елисеев, Егор Исаев, Анатолий Карпов, Олег Михайлов, Кирилл Молчанов, Людмила Швецова, Валентин Юркин.
В связи с 60-летием (весной 1984 года) редакция журнала была награждена Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ.
Список сотрудников (в дополнение к упомянутым выше), оставивших заметный след в истории журнала: В.П.Евсеев, Э.Е.Матонина, М.П.Чередниченко, З.И.Экономова, С.И.Самсонов, А.Курчаткин, А.Д.Краминов, И.В.Данилевич, А.Иванушкин, В.В.Казаринов, И.И.Толстой, Т.Шутова, О.Н.Чистенкова, В.Шин, А.М. Григорьев, В.В. Поляков, В.Слуцкий, А.К.Каримов, И.П.Тарасевич, Л.В.Боброва, М.Кранс, М.А.Щипанов, И.И.Цибульский, Л.А.Федосова.
Юрий Ростовцев,
Главный редактор журнала "Студенческий меридиан"
Статья в энциклопедии "Издательство "Молодая гвардия", М., 2002